Игумен всея Болгарии
Суворов Максим30.08.2008
Преподобный Иоанн Рыльский жил в конце IX – первой половине X века в царствование болгарских царей Бориса I (852—889), Владимира (889-893), Симеона (893—927) и Петра (927—969). Он родился около 876 года в семье благочестивых поселян в с. Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег. Хозяин, видевший это чудо, ощутил страх Божий и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома.
Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей (по всей вероятности, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена). Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Из-за нападения разбойников преподобный Иоанн вынужден был переселиться в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в пещере. Двенадцать лет подвизался он в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, святой Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве.
По Промыслу Божию место подвигов преподобного Иоанна обнаружили пастухи. Молва о его святой жизни разнеслась по всей округе, и к отшельнику стали приходить страждущие. Видя страдания людей, преподобный стал молиться о болящих, которые по милости Божией исцелялись. Через некоторое время, желая безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пещеру на высокой скале. Здесь подвизался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвижник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто.
Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С большим трудом посланцы царя нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще половина хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.
Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келии. Монастырь был общежительным; по преданию, вначале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков.
Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братию примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Достигнув преклонного возраста, преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. «Завет» преподобного Иоанна свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), наиболее ранний староболгарский перевод которого (два глаголических листа) был найден в Рыльском монастыре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном. То, что он в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике, не вызывает сомнения: в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита (759—826), которые в то время еще не были переведены на староболгарский язык.
В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, он мирно преставился ко Господу и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени.
Примерно через 30 лет преподобный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октября святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки, а в XII веке в новопостроенном храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан монастырь.
В 1183 году венгерский король Бела III (1172 – 1196) захватил Средец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребывание в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.
19 октября 1195 года, после освобождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187 – 1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского монастыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии (дочери сербского деспота Георгия Бранковича), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне.
30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торжественно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднование возвращения мощей было установлено 1 июля.
После кончины преподобного Иоанна Рыльская обитель претерпела немало испытаний. В XI веке она перешла к Византии, а к концу XII века вновь вошла в пределы Болгарского царства. В XIII веке сведения о монастыре обрываются почти на столетие, вплоть до его возобновления протосевастом (одно из высших придворных званий в Сербии и Болгарии) Хрелем в 40-х годах XIV столетия.
Еще до перенесения честных мощей преподобного Иоанна в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году. Десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Но вскоре им пришлось покинуть монастырь. Это было связано с переселением болгар во множестве на Русь из-за притеснения греков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать Западную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители – правую руку преподобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Киевской Руси был построен город-крепость Рыльск. Первый храм, который построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Есть основания считать, что в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна.
Таким образом, преподобный Иоанн – первый южнославянский святой, которому на русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Когда во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя, преподобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.
Начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского условно относится к XIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписанным полууставом XIV века в рукопись XII века – Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси относятся к первой четверти XV века (Пролог 1429 года в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры). С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужебных книгах. Служба святому в обиходе Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ранее конца XVII – начала XVIII века.
В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским Патриархом Евфимием в XIV веке.
Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский) (родился в с. Суры Архангельской области 19 октября 1829 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского) в память своего небесного тезоименного покровителя святого Иоанна основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь. В этом монастыре впоследствии отец Иоанн был погребен (20 декабря 1908).
Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство их жизнеописаний. Оба преподобных отца были от благочестивых родителей. Оба были предызбраны Богом еще до рождения. Оба с юных лет горели желанием посвятить себя Богу, и после кончины родителей роздали все свое имущество и вступили на иноческий путь. Преподобный Иоанн удалился на пустынное, возвышенное место, называемое Голец, а преподобный Сергий также удалился на возвышенное, пустынное место, называемое Маковец. Как преподобный Иоанн «претерпел же еси усердно озлобление пустынное и мужески отразил еси полки бесовские» (1, 227с.), так и преподобный Сергий в молитвах подвизался, уподобляясь Ангелу до тех пор, пока окончательно не победил супостата. Оба блаженных отца отказались от почестей и наград, возлюбив пустыню, оба были игуменами основанных ими обителей. Оба, преподобный Иоанн в Болгарской Церкви, а преподобный Сергий в Русской, возрастили сонм подвижников – учеников. Преподобный Иоанн явился «столпом» Болгарской Церкви, как и преподобный Сергий – Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения государств. Еще при жизни преподобного Иоанна, в его обители совершались переводы Священного Писания и отцов Церкви. И, как и Троице-Сергиева Лавра, монастырь преподобного Иоанна и поныне исполняет эту функцию. Отойдя ко Господу в возрасте семидесяти (прп. Иоанн) и семидесяти двух (прп. Сергий) лет и оставив поучения, блаженные отцы явились своим ученикам и повелели обрести их нетленные мощи, которые охраняют столицы двух государств – Российского и Болгарского. Оба преподобных отца были канонизированы почти сразу после кончины.
Поразительно сходство жизнеописаний наших преподобных отцов и их нынешнего церковного служения. Покровитель всех учащих и учащихся на Руси – преподобный Сергий. Покровитель всех учащих и учащихся в Болгарии – преподобный Иоанн. Не случайна дата празднования памяти преподобного Иоанна – накануне первого сентября. Не случайно и прибытие его иконы со святыми мощами в нашу семинарию и поставление ее подле иконы преподобного Сергия. Да воззовем сегодня – накануне учебного года – видя то дивное сходство святых отцов, с трепетом и любовию, припадая и прося их благословения на предстоящие труды.
Литература
- Минея август, часть 2 – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 432 с.
- Никон Рождественский, архиеп., Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. - М.: Трифонов Печенгский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2003. - 432 с.
Ссылка по теме: Престольный праздник Хабаровской семинарии.