«Демон современности» - самоубийство лукаво соблазняет во все времена
Мария Храмцова24.05.2021
Грех самоубийства не новое веяние современности. Одно из первых упоминаний подобных событий можно найти в евангельском повествовании об Иуде Искариоте, одном из двенадцати апостолов – учеников Господа нашего Иисуса Христа. Иуда совершил этот грех после предательства Христа. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную <…> И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф 27: 3-5). Многие считают, что он совершил грех, и, покаявшись в содеянном, просто не нашёл для себя другого выхода. Но Отцы Церкви утверждают, если бы Иуда принял истинное покаяние, он никогда бы не содеял этот смертельный для его души грех.
В наши дни актуальность греха самоубийства никуда не уходит. Только за начало 2021 г. в России по собственному желанию из жизни ушло около 2000 человек, из которых более трети – дети и подростки. Если смотреть статистику по всему миру, то от 800 тысяч до миллиона человек умирает ежегодно.
Люди уходят из жизни по собственному желанию из-за абсолютно разных причин: социальной неустроенности, потери семьи, одиночества, духовного опустошения, отсутствия перспектив, отсутствия постоянного заработка. Невозможно выделить какой-то определенный социальный слой или пол – этому недугу подвержены мужчины, женщины, молодежь и зрелые люди.
Если заглянуть в историю, в годы кровавой революции в России были зверские гонения на белое движение, интеллигенцию и верующих. Люди не находили другого выхода как бежать из страны от Советского режима. Но, даже находясь в эмиграции, они не теряли светлой надежды о возвращении на Родину и всеми силами поддерживали друг друга в трудную минуту.
Вот как писал об этом «недуге» в годы русской эмиграции в Китае иеромонах Мефодий в журнале «Мушкетёр» в публикации «Демон современности», объясняя саму суть греха самоубийства: «Мы не будем останавливаться на доводах тех, кто оправдывает самоубийство, ибо принципиально понять человека, накладывающего на себя руки, значит – вместе с ним отречься от живого Бога, признать не только существование, но и власть тьмы и окончательно забыть Христа и совершенный им Богочеловеческий подвиг».
В материале обозначаются «причины, которые ежедневно ставят нашу молодежь перед бездною небытия и безысходным мраком духовного опустошения. Наша цель – напомнить о тех здоровых и целостных духовных основах жизни».
«Под этими здоровыми основами мы разумеем переходящие идеалы Евангельского учения и вытекающую из них, вдохновляющую христианина в жизненном его подвиге, вечную идею Царствия Божия и Правды Его. И тут-то запутанный и сложный вопрос становится ясно разъяснённым. Скажите, разве смогут какие-нибудь страхи перед потерей чести, неудачная любовь или путы житейских попечений сломить того, кто имеет перед собой Высшую Правду, и в служении ей, этой правде, полагает смысл и цель своей жизни и деятельности.
Скажите, разве постоянно передвигающиеся и постоянно уходящие в противоположную нашим желаниям стороны обстоятельства нашей временной жизни могут выбить из нормальной колеи того, для кого цель и стремление – вечность. Ответ ясен... Конечно нет... Ибо если Вечная Правда, положенная в основу моей жизни, если к ней непрестанно стремится мой дух, тогда все остальные скорби и лишения, как бы тяжки и велики они не были, только препятствия, только осложнения, но никак не утрата жизненной цели, никак не поводы и причины прекращения моего бытия.
И обратно: если вся жизнь моя наполнена переходящим и временным, если по русской пословице «свет клином сходится» для меня на материальном моем благополучии или на предмете моей любви, тогда, конечно, при утрате их, жизненное содержание мое заменяется зияющей пустотой и я, в таком состоянии, не гарантирован ни от сумасшествия, ни, что еще хуже, от добровольного лишения себя собственной своей жизни».
В заключении материала приводится параллель с Евангельским учением, которое должно вдохновить эмигрантов христианскими добродетелями и напомнить идеалы, к которым должен стремиться каждый православный христианин: «Ищите прежде Царство Божия и Правды Его, и это все приложится вам».
Это напутственное обращение, которое заставляет задуматься, может быть актуальным и в наше время. Будем же следовать словам Господа нашего Иисуса Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». (Мк.14,38)
Для справки:
Иеромонах Мефодий (Савельев Кирилл Александрович; 1912 г.). Получил домашнее воспитание. Прибыл в Маньчжурию из Иркутска в 1917 г. В 1934 г. принял постриг и до 1939 г. нёс службу в Свято-Скорбященском храме Дома Милосердия г. Харбина. В 1939 г. служил в Иверском храме. С 3 февраля 1940 г. был настоятелем в Русском доме. Являлся автором ряда публикаций на социально-значимые темы в национально-патриотическом антисоветском журнале для юношества «Мушкетёр» (Шанхай).
Материал взят из журнала «Мушкете». – Шанхай, 1936 (б/н). – С. 7 // НСБ. ГАХК. Фото использовано из фонда Государственного архива Хабаровского края.