Если бы Америка пришла в свое время в Якутию, то якуты, как и индейцы, жили бы в резервациях
Епископ Якутский и Ленский Зосима05.05.2007
Преосвященный епископ Зосима (в миру Давыдов Игорь Васильевич) родился 12 сентября 1963 года в г. Красноярске. С 1985 по 1987 гг. проходил службу в рядах советской Армии. В 1988 году поступил в Московскую Духовную Семинарию. 13 декабря 1992 года был рукоположен в сан иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С августа 1998 по октябрь 2000 года был командирован на пастырское послушание в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 августа 2004 года определено игумену Зосиме быть епископом Якутским и Ленским. На Якутской кафедре с 17 августа 2004 г.
– Владыка, Якутия – это большие слабо заселенные территории. Наверное, там православие играет еще и роль объединяющего фактора, способного поддерживать целостность государства?
– На территории республики живет 120 национальностей и она действительно довольно мало заселена. На сегодняшний день позиции и Русской православной церкви и других религиозных конфессий здесь довольно слабые. В дореволюционное время, когда сюда пришли первые переселенцы из России и принесли с собой православие, поддержание целостности государства было одной из их сопутствующих задач. Это способствовало тому, что живущие на Севере народы стали объединяться вокруг России.
Но уже в советские годы религиозная ситуация была достаточно сложной. Поэтому и сегодня религия не играет решающей роли в объединении народов. Скорее, в республике существует некое братство народов. У нас есть большие диаспоры мусульманских народов, но при этом в республике нет противостояния. Ведь на Севере очень трудно выжить без братской поддержки. У нас народ настолько открытый к общению, что это просто поражает. Такое редко встречается, допустим, в центральной России.
– А священники в вашей епархии – из местного населения или приезжие из других регионов?
– Наша епархия была открыта 12 лет назад. Когда сюда приехал первый епископ, здесь был всего один храм и ни одного священника. Ему фактически самому приходилось быть священником. Он сам совершал все службы и требы, причащал, исповедовал, отпевал. Так что, первые священники были из центральной России. Но, учитывая наши холода, учитывая то, что условия жизни у нас достаточно экстремальные, сторонний человек может жить здесь относительно спокойно лет 11-12, потом его здоровье начинает разрушаться. Так что, когда я приехал в республику, мне приходилось постоянно рукополагать новых священников взамен уехавших по состоянию здоровья в центральную Россию. Поэтому одной из главных своих задач я поставил возрождение духовного образования в республике, для того, чтобы формировать собственные кадры. Мы уже создали духовное училище в городе Якутске, набрали первых девять студентов с тем, чтобы готовить местных священников. Без этого мы не сможем развиваться и продолжать миссионерскую деятельность.
– Как у вашей епархии строятся отношения со светскими властями? Какая модель церковно-государственных отношений наиболее подходит для России?
– Какая модель подходит, уже понятно. Если говорить о России как о государстве, то это государство создала Церковь. Последняя является не частью государства, а культурообразующим стержнем нашего народа. Мы не говорим о церковном государстве, мы говорим о том, что Церковь создала наше государство, нашу культуру и нашу историю. Поэтому возрождение России невозможно без возрождения ее исторических корней и особенностей ее ментальности. Уже около трехсот лет в России идет некий диалог с Западом. Возникло два пути – западный и восточный, вокруг которых идут постоянные споры. Не решив эту дилемму, мы не сможем жить дальше. Якутия 375 лет назад сделала свой выбор – она вошла в состав России и разделила с ней ее историю.
– Какие еще религии и конфессии представлены в Якутии? Как строятся с ними отношения у православных?
– В Церкви есть один принцип, который основан на словах Спасителя – кто не против вас, тот за вас. Надо иметь в виду, что Якутия – это особый регион, мы живем в особых условиях. До какого-то предела мы не мешаем друг другу проповедовать слово Божие. Традиционно православие является главным направлением в религиозной жизни Якутии. Другие конфессии также представлены, как и в прочих регионах. Каждый член общества в праве сам выбрать конфессию. Но традиционно народы Севера поддерживали православие. Поэтому чаще всего их можно встретить именно в православных храмах.
– Как бы вы оценили межрелигиозные отношения в целом по России?
– Конечно, вопрос этот очень сложный. Закон о религиозных объединениях, принятый в 90-х годах, довольно слаб и противоречив. Например, он позволяет иностранным миссионерам легко проникать на территорию России и вести проповедь среди русского населения, что, конечно же, неправильно. Ведь история России имеет очень глубокие корни. Я думаю, Пушкин не стал бы великим поэтом, если бы он был протестантским автором. Именно благодаря российской ментальности, благодаря нашему православному мировосприятию, у нас появилась наша культура. Думаю, у нас бы ничего этого не было, если бы мы в свое время выбрали не православный путь, а, допустим, протестантский.
Возьмем, к примеру, США. Там ведь до сих пор существуют индейские резервации. А что было бы, если бы Америка пришла в свое время в Якутию? Наверное, якуты тоже жили бы в специально созданных для них резервациях, а основная территория была бы освобождена для так называемых «новых переселенцев». А вот Россия выбрала другой путь миссионерства. Русские люди старались жить вместе с местными народами, не только проповедуя им слово Божие, но и показывая своей жизнью, как надо жить со Христом. Этот путь оказался самым верным. Вокруг православной России объединилось огромное количество неправославных народов. Ведь Россия всегда проводила не агрессивную, а созидательную политику.
– Сейчас в России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, остро стоит демографическая проблема. Кто, в большей степени, ответственен за выход из этого кризиса – государство или Церковь?
– Я думаю, каждый из нас на своем уровне должен способствовать решению этой проблемы. Церковь, строя православные храмы, утверждая православие, тем самым утверждает и свою жизненную позицию. Не случайно, в 1990-х годах, в тех трудных условиях была создана наша епархия. И люди, оказавшись в трудном жизненном положении, посещали храмы и в них черпали силы для того, чтобы жить в этих трудных условиях. И начиная с прошедшего года ситуация стала меняться к лучшему. Отрицательная дельта миграции сошла на нет и уже в этом году больше людей приехало в республику, чем уехало. То есть, из этого кризиса мы постепенно выходим.
Конечно, в этом отношении большое значение имеет и политика государства, и позиция Церкви, которая никогда не привязывает людей к месту, а утверждает жизнь там, где она проповедует слово Божие.
– Следствием демографического кризиса стал огромный наплыв мигрантов, как легальных, так и нет. Одни предлагают перекрыть этот поток, другие считают, что нужно, наоборот, компенсировать демографические потери за счет мигрантов. Что вы думаете по этому поводу?
– Я думаю, что позиция Церкви в этом вопросе однозначна – надо стараться контролировать поток миграции. При этом необходимо укреплять религиозную составляющую нашего общества. Ведь не случайно Церковь сейчас пытается ввести Основы православной культуры в российских школах. Это нужно для того, чтобы наше общество не превращалось в группировки отдельных народов, со своей религиозными взглядами, своей культурой и своими убеждениями. Для того, чтобы спаять все воедино, нужна единая культура. Надо обучать вновь приехавших людей нашей российской культуре, истории и религиозной позиции. Ведь невозможно жить среди русских людей и не знать их культуру. Невозможно жить среди русских людей и не знать основы их жизни. Просто не будет взаимопонимания между живущими здесь людьми и вновь прибывшими.
Это касается и Якутии. У нас есть огромные запасы природных ресурсов. Среди работающих на добывающих предприятиях специалистов большинство – приезжие, поскольку местное население занимается в основном оленеводством, коневодством и сельским хозяйством. И среди этих приезжих огромное количество мусульман, а также представителей других конфессий. Но они все получили образование в российских вузах и приехали сюда, уже привыкнув жить среди русского населения. Эти люди вместе работают, вместе отдыхают и в этой среде нет никаких противоречий.
Это очень важный момент, потому что, если говорить о какой-то религиозной группе, она чаще всего проводит свои интересы. А вот Русская церковь, укрепляя позиции российской государственности, никогда не говорит только о себе, о своей позиции. Она говорит, прежде всего, о государственной позиции и о тех основах, которые необходимы для того, чтобы наше государство развивалось дальше.
– В последнее время снова стала очень актуальной тема молодежной политики. Становится все больше радикальных молодежных группировок, вроде скинхедов. Соответственно, и солидные политические силы уделяют молодежи все больше внимания. На ваш взгляд, что может сделать Церковь, чтобы помочь молодым людям найти себя в этой жизни?
– Церковь работает с молодежью уже более десяти лет. Мы создаем различные молодежные группы. Члены таких групп вместе отдыхают, совершают паломничества. В любом случае, если говорить о будущем нашей молодежи, то оно невозможно без единой религиозной, а именно, православной позиции. В этой связи опять же необходимо введение Основ православной культуры в школах.
Если вспомнить советские времена, то позиция государства в отношении молодежи была тогда четко определена. Существовавшие в то время огромные союзные молодежные организации, конечно, имели политический окрас, но они реально объединяли молодежь. Я думаю, что в наше время тоже необходимо создавать подобные организации. Без этого у нас нет будущего. Ведь в 90-е годы мы скорее выживали, чем жили, думали о том, где найти деньги и совсем не обращали внимания на нашу молодежь. Именно поэтому в нашем обществе столько ужасных пороков, таких как наркомания. А ведь молодежь – это и будущие министры, бизнесмены.
Со своей стороны, Церковь укрепляет в обществе, в том числе, среди молодежи, нравственное начало. Без него общество быстро погибает. В истории есть примеры того, как огромные государства рассыпались из-за того, что они забывали о нравственности.
– Недавно в Русской церкви разгорелся громкий скандал вокруг письма епископа Диомида. И дело тут даже не в самом письме, а в тех православных кругах, выразителем интересов которых оно является. Эти люди сейчас ходят по храмам и собирают подписи в поддержку этого письма. Замечаете ли вы подобные настроения в своей епархии и что должно делать в этой ситуации руководству РПЦ?
– Нужно иметь в виду, что это была, прежде всего, провокация, связанная с тем, что сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ. Безусловно, русское зарубежье, уже долгое время живущее в состоянии некой оторванности от России, сохранила ментальность России дореволюционной. В русском зарубежье достаточно много людей, придерживающихся монархических взглядов. Церковь в России в новых условиях жила, естественно, вне этой позиции. Поэтому сейчас те люди из русского зарубежья, которые хотят объединиться с РПЦ, очень внимательно приглядываются к Русской церкви, поскольку опасаются того, как это скажется на их собственных взглядах и поведенческих установках.
В этом отношении письмо епископа Диомида становится очень понятно. Тем более, что, насколько мне известно, к нему причастны двое людей, которые давно уже известны в православных кругах как оппозиционеры, выступающие против единства Русской церкви. Скорее всего, до начала объединения с РПЦЗ будет еще не одна такая провокация. Я объяснил это нашим священником, а они – народу, так что у нас нет никаких волнений по этому поводу.
А что касается тех позиций, которые поддержал владыка Диомид, то безусловно, они разделяются многими иерархами, священниками и мирянами. Но, я думаю, что это вопрос можно и нужно обсуждать. Ведь мы живем в обществе, которое развивается. И Церковь, соответственно, тоже переосмысливает свою позицию в этом обществе. Мы храним верность Христу. Но взгляды на происходящее в этом мире у разных поколений могут корректироваться, а то и меняться. И то, что было правильно в 60-х годах, сейчас уже может быть не совсем верно.
Беседовал Олег Недумов, «Религия и СМИ»