Год под омофором Богоматери
15.10.2007
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы всегда был одним из самых значительных в жизни Русской Церкви, русского народа и государства. К примеру, только Русская Церковь празднует Покров, определяя в своем Уставе совершение всенощного бдения и нарекая в честь этого праздника именно те храмы, с которыми русское Православие ассоциируется прежде всего. Это и храм Покрова на Нерли, и Покровский собор на рву (известный миру под именем собора Василия Блаженного, в честь которого освящен придел этого собора), и многие другие. И сейчас наречение новопостроенных храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы происходит с не меньшей регулярностью, нежели до революции.
Тема особого предстательства Божией Матери перед Богом за русский народ, ее прямого покровительства Русскому государству выражалось в идее: «Россия – земной удел Царицы Небесной». В этом контексте особенную значимость приобретает роль Пречистой Девы в созидании русской государственности – именно перед Ее образом дает клятву первый русский царь из династии Романовых Михаил Феодорович. Наряду с этим можно отметить, что именно к Богоматери были обращены мольбы русских людей «в годину лютую», будь то нашествие татар, польская оккупация или немецкий «блицкриг». Конечно, этот обычай обращаться к заступничеству Богоматери не есть лишь особенность Русской Церкви – событие, положившее начало этому празднованию (видение блаженным Андреем во Влахернском храме Пречистой, простирающей свой омофор над молящимися в ознаменование того, что Она берет осаждаемый врагами город под свое покровительство), произошло в Константинополе еще до появления православной митрополии на Руси. Да и ранее в православном мире подобные события происходили неоднократно – одно из них, произошедшее в VII веке, стало поводом для создания гимна «Радуйся, Невесто Неневестная!» (которое стало известно как «неседальное пение», или акафист), а затем – и акафиста как жанра православной церковной гимнографии. Но именно на Руси, которая с момента своего зарождения находилась в условиях перманентной военной угрозы, наиболее остро восприняли силу и благодать всемощного Покрова Честнейшей херувим и увидели в молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы наиглавнейший духовный элемент защиты как от врагов рода человеческого, так и от врагов во плоти. Несомненно, в контексте такого восприятия находятся часто встречающиеся в исторических источниках с древнейших времен до наших дней случаи, когда ту или иную икону Марии Девы выносили из храма и несли впереди войск, возносили на стены осажденных городов или совершали объезды с ней вокруг территории, подвергавшейся опасности – и Господь по молитвам Своей Пречистой Матери избавлял от напастей народ свой. Все это и обусловило особое восприятие русским народом этого праздника, особую любовь к нему.
Для Дальнего Востока прошедший год был годом под омофором Богородицы. Самая наглядная иллюстрация тому – приезд на дальневосточную землю сразу двух чудотворных образов Пречистой Девы, «Призри на смирение» и Феодоровской. Для православных верующих дальневосточного региона дни пребывания этих чудотворных образов Богоматери были днями праздника, днями исполнения всех о Христе просьб и пожеланий. Особую роль приезд этих великих православных святынь сыграл для жителей регионов, пострадавших от природных катаклизмов, произошедших на Дальнем Востоке – к примеру, после землетрясений в Сахалинской области было решено изменить маршрут следования Феодоровской иконы по Дальнему Востоку, что дало возможность для духовного уврачевания последствий землетрясений. Кроме того, в жизни региона наметились уже здоровые тенденции развития – так, представители высшей региональной власти неоднократно замечали повышение интереса к региону со стороны федеральных властей, экономические и социальные показатели за прошедший год стали более привлекательными. Все это дает все основания говорить, что прошедший год был годом, когда Пресвятая Богородица особо покровительствовала дальневосточному региону. Плоды же этого особого заступничества видны для «имеющих очи видеть» со всей ясностью. И поэтому будем неустанно молить Небесную Заступницу рода христианского, чтобы Ее омофор всегда простирался над Дальним Востоком, охраняя нас, наши семьи и нашу землю от всякого зла во веки веков.