Хабаровск православный Журнал Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя

Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя

Иеромонах Никанор (Лепешев)

23.11.2007

Говоря о духовно-нравственном потенциале молодёжи, мы подразумеваем те созидательные силы и способности, которые заложены Богом в каждом человеке. Раскрываются они в нас постепенно, и будут они реализованы или нет, зависит во многом от воспитания, которое мы получаем в детстве и юности. А также от самовоспитания, которым мы начинаем заниматься, входя в сознательный возраст. Не менее важна и забота государства о том, чтобы каждый его гражданин имел возможность в полной мере реализовать себя, мог найти достойную точку приложения своих сил и способностей. В этом, в создании условий для правильного духовно-нравственного самораскрытия, нам видится ещё одно обоснование необходимости чёткой государственной молодёжной политики. 

Почему мы можем говорить о духовно-нравственном потенциале молодёжи, как об особом явлении? Потому что именно в юношеском возрасте заложенные в нас силы и способности начинают раскрываться в полной мере. Это период, когда человек начинает сознательно искать себя и смысл своей жизни, сознательно работать над своей душой, сознательно реализовывать свой потенциал. В связи с этим в нём происходит сильный духовный всплеск, сопровождающийся мощным выделением душевной энергии.

И задача старших помочь молодому человеку направить её в правильное созидательное русло. Без верных жизненных ориентиров у него легко может возникнуть соблазн обратить эту энергию на разрушение и самого себя, и общества. За примерами далеко ходить не надо: сводки новостей пестрят сообщениями о всё новых акциях юных экстремистов разного толка, о злодеяниях малолетних преступников и т.д. Говоря расхожей фразой, в этом возрасте все наши проявления, и позитивные, и негативные, умножаются на юношеский максимализм.

И здесь нам не обойтись без опыта Русской Православной Церкви. Именно она на протяжении тысячи лет была главной воспитательницей русского духа. Насколько Церковь успешно справлялась и справляется с этой своей задачей, можно судить по принесённым ею обильным плодам. Вспомним имена хотя бы нескольких великих русских святых, воспитанных ею: Александр Невский, Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Серафим Саровский, Феодор Ушаков, Иоанн Кронштадтский… – и этот список можно продолжать очень и очень долго, он включает в себя десятки тысяч подвижников. Они – это вершина раскрытия и реализации духовно-нравственных сил и способностей, дарованных нам. Раз Церковь способна в своём лоне взращивать таких людей, значит просто невозможно пройти мимо её многовекового опыта.

В основе христианской нравственности лежит жертвенная любовь к Богу, к людям, к Отечеству. И именно молодёжь,  как показывает история, более всего способна на бескорыстное самопожертвование. Даже если рассмотреть только новый период жизни нашей страны, там мы найдём множество таких примеров. Хотя в ХХ веке Россия и оказалась оторванной от своих духовных корней, душа нашего народа, веками воспитывавшаяся в Православии, ещё долго сохраняла в себе основы христианской нравственности. Отсюда и горячее стремление российских юношей и девушек на фронт в годы Великой Отечественной Войны, и удивительный энтузиазм молодёжных стройотрядов.

Поэтому если мы не хотим потерять сегодняшнее поколение молодых людей, нам необходимо на государственном уровне противопоставить современной западной идеологии потребления, эгоизма и вечного развлечения – традиционную российскую идеологию служения и самопожертвования. Только в отдаче себя другим личность может раскрыть свой духовно-нравственный потенциал. В противном случае талант заложенных в нас сил и способностей окажется зарытым в землю.

Для молодёжи важны живые примеры жертвенной любви и самоотверженного служения. Их мы можем в изобилии найти в российской истории, и в гражданской, и в церковной. Некоторые имена подвижников были уже названы нами выше. Если мы постараемся, чтобы именно они, вместо персонажей боевиков и сериалов, стали ориентирами для российских юношей и девушек, мы значительно облегчим задачу воспитания подрастающего поколения. Необходимо, чтобы молодёжь имела возможность узнавать о них не только из узкоспециализированных изданий, но и на уроках в школе и вузе, из теле- и радиопередач, из молодёжных газет и журналов.

Важным вопросом является и возрождение системы внешкольного образования, организации здорового досуга молодёжи. Без государственной поддержки детско-юношеских клубов, секций и кружков для наших детей так и останется любимой формой досуга бесцельное сидение в парке с бутылкой пива в руке и сигаретой в зубах.

И, главное, сами люди, занимающиеся молодёжной политикой, должны постараться воплотить в собственной жизни те идеалы, к которым призывают других. По словам преподобного Макария Оптинского, «поучение без личного примера – это обед, нарисованный на стене: красиво, но не насыщает». Если мы не учтём этого, наша молодёжная политика потерпит провал, ибо у молодёжи обострённое чутье на фальшь, неискренность и лицемерие.

Потому каждый из нас, кто хочет помочь подрастающему поколению в раскрытии духовно-нравственного потенциала, должен начать с воспитания самого себя, с работы над собственной душой. В чём всем нам да поможет Бог.

 

Доклад секретаря Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь Востока России: история и современность»

Ссылки по теме:

Приветственное слово участникам Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь Востока России: история и современность» архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, ректора Хабаровской духовной семинарии

Михаил Квашнин. «Перспективы участия студенчества Хабаровской духовной семинарии в общественной жизни города и края». Доклад на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь Востока России: история и современность»


Общество