Христорождественский собор г. Хабаровска
Жуков Василий07.01.2008
Хабаровский Христорождественский собор – один из смысловых центров истории всего российского Дальнего Востока. Этому храму, одному из сотен построенных Фондом имени Александра III храмов (подавляющее большинство которых, наверно, были уничтожены в годы советской власти), выпала особая судьба – быть средоточием духовной жизни в регионе, который своими размерами занимал площадь большую, чем территория Европы. И сейчас для всех православных хабаровчан и приамурцев хабаровский собор Рождества Христова является чем-то большим, чем обычный храм. Он и сейчас – центр духовной жизни края. И придя сюда, любой человек, верующий или нет, будет чувствовать дыхание истории, которая сделала его единственным островком духовности в море безверия площадью в миллионы квадратных километров.
Страницы истории
Эта небольшая деревянная церковь, в народе именовавшаяся «Вокзальной» или «Высыльной» (в ней окормлялись перевозимые через Хабаровск ссыльные), была построена в 1900 году, и спустя несколько месяцев после постройки, 27 мая 1901 года, освящена. Помимо своего основного назначения, храм выполнял еще и роль школы, в которой заведующей была супруга первого настоятеля, священника А. Михайловского. К храму Христова Рождества были приписаны также несколько воинских частей. Вскоре после освящений рядом был построен дом причта.
Домом Божиим Христорождественская церковь была до конца 1930-х гг., когда городские власти, выполняя задание партийной верхушки о тотальном искоренении Православной Церкви в стране, передали здание храма Дальневосточной железной дороге под детский сад для детей железнодорожников. Таким образом, этот храм был последним действующим в это непростое время православным «культовым сооружением» (говоря терминами той эпохи) на территории Приамурья.
В конце 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР издал постановление «О Православных церквах и молитвенных домах». Это дало возможность священнику Димитрию Фурману, благочинному храмов Хабаровского края, выхлопотать у властей возвращение Церкви здания Христорождественского собора, провести в нем ремонт и возобновить совершение богослужений. Первая служба в возрожденной Христорождественской церкви состоялась на праздник Преображения Господня в 1945 году. Там же, при храме, был организован свечной заводик, организована выделка нательных крестиков, ладана и некоторых других предметов. Через год был освящен придел в честь святителя Иннокентия Иркутского; тогда же, в 1946 году, решением Священного Синода Русской Православной Церкви была учреждена Хабаровская и Владивостокская епархия. Таким образом, бывшая «вокзальная» церковь стала кафедральным собором епархии размером в две Европы. Через несколько лет кафедра была упразднена, но значение собора – единственного островка духовности в океане безбожия – от этого не уменьшилось, наоборот – с течением времени оно только возрастало.
В 1989 году собору вернули статус кафедрального, в связи с возрождением Хабаровской и Владивостокской епархии. Спустя 15 лет в Хабаровске был освящен новый кафедральный собор – Спасо-Преображенский. И, тем не менее, Христорождественский собор сохраняет положение духовного и смыслового центра церковной истории и современной церковной жизни православного Приамурья.
Духовные ценности
Особое значение собора не исчерпывается исторической ролью. Храм, будучи сам по себе святыней, духовной ценностью для нескольких поколений православных хабаровчан, является местом, где собраны многие чтимые реликвии православного Дальнего Востока. Иконы, частицы мощей – все это делает Христорождественский собор местом, где любая человеческая душа найдет для себя отраду и утешение, помощь в скорби и в житейских проблемах.
Все эти святыни намолены людьми, представлявшими разные эпохи, принадлежащие к разным слоям общества, разного возраста и разных убеждений. Несколько особо чтимых святынь собора – иконы Пресвятой Богородицы «В родах помощница», «Феодоровская», «Казанская», «Владимирская», святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия и некоторые другие – гораздо старше самого храма. Другие были созданы специально для него примерно в то же время, когда собор строился. Еще одна группа святынь появилась в соборе уже в новейшее время – иконы с частицами мощей святителя Тихона Московского, преподобных старцев Оптинских… Но, несмотря на то, что они появились в разное время, представляют собой произведения разных школ иконописи (если говорить об иконах), их почитание православным народом обуславливается не этими, внешними признаками, а нашей любовью к изображенным на них святым и верой в их благодатную помощь.
Святыни Христорождественского собора
В соборе находится множество различных образов Спасителя, Божией Матери и святых. Каждый из них по-своему дорог прихожанам. Но некоторые реликвии окружены особым почитанием.
Икона святого архистратига Михаила, располагающаяся на западной стене храма, под клиросом – одна из таких святынь. Эта средних размеров икона - произведение русской школы конца XIX века, написана она на деревянной доске маслом. Украшает образ серебряный оклад. Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла, и поэтому у его иконы можно всегда увидеть молящихся людей, которые просят у воеводы Небесных сил защиты и предстательства в это непростое время. Икона пользуется особым почитанием у защитников Отечества и членов их семей.
По левой стороне от входа в одном высоком напольном киоте находятся иконы просветителей земли Русской – святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги. Их подвиг Русская Церковь сравнивает с подвигом апостолов Христовых и императора Константина Великого – благодаря им языческая Русь в течение непродолжительного с исторической точки зрения периода стала христианской державой, которая признавалась тогда одним из ведущих государств христианского мира. Верующие приходят к их иконам с молитвой о своих некрещеных сродниках, о страждущем Отечестве – нашем общем доме. Эти иконы также принадлежат русской школе иконописи, написаны в конце XIX века. Икона святого равноапостольного князя Владимира украшена серебряным окладом.
Справа от входа, на южной стене, находится икона, которую можно назвать святыней исповедников. Икона преподобного Алексия, человека Божия, по преданию, была перенесена в Христорождественский собор из разрушенного в начале 30-х годов XX века большевиками Свято-Алексиевского кафедрального собора. Весьма символичным было то, что святым покровителем Хабаровской кафедры в эти страшные годы был именно этот святой – образец кротости и незлобия, которые побеждают злобу мира сего. Образ также писан в конце XIX века, его украшает серебряный оклад, покрытый эмалью. Издревле христиане молятся святому Алексию об умирении враждующих, вразумлении озлобленных, утешении гневливых и многословных.
Особо чтим православным народом святитель Николай. В Русской Церкви не найти храма, где не было бы иконы этого святого. В Христорождественском соборе образ святителя находится слева от входа. Эта икона – одна из самых старинных в храме. Время ее создания – примерно начало XIX века. В XIX веке была написана еще одна чтимая святыня собора – икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. У этих икон всегда много людей. Не раз приходилось слышать о явных чудесах, свершившихся в жизни людей после молитв этим угодникам Христовым пред древними чудотворными иконами.
В новейшее время в соборе появились иконы и мощи святых, прославленных за последние сто лет. Особенной любовью прихожан пользуются иконы преподобных старцев Оптинских, располагающаяся справа от входа, а также иконы преподобного Серафима Саровского и святителя Тихона Московского в двойном киоте, размещенные слева от входа в храм. К честным образам этих Божиих угодников прикреплены частицы их святых мощей.
В Иннокентьевском приделе собора находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Помощница в родах» Хабаровская, обретенная в 2005 году ее настоятелем, иеромонахом Петром (Еремеевым). Наименование образа Пречистой Девы само говорит за себя. Перед этой иконой молятся о благополучном зачатии и рождении детей Перед ней постоянно горят неугасимые лампады, ее украшают приношениями, сделанными людьми, получившими благодатную помощь Пресвятой Девы. Эта великая святыня православного Приамурья – малых размеров деревянная икона, написанная во второй половине XVIII века, в те времена, когда свои подвиги совершал первый архиерей Восточной Сибири, прославленный в лике святых епископ Иркутский Иннокентий, в честь которого освящен придел, в котором ныне находится икона. На противоположной стене находится икона святого Иннокентия с частицей его мощей, написанная уже в начале XXI века сестрами Петропавловского женского монастыря. Икону освятил в декабре 2007 года архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.
* * *
На долю Христорождественского собора выпало немало испытаний. Храм, окормлявший солдат и ссыльных, один из сотен, стоящих на станциях Транссиба, становился впоследствии и то детским садом, то кафедральным собором. Построенный как храм-школа, в новейшее время он стал храмом духовно-учебных заведений – сначала пастырских курсов, а затем и Хабаровской семинарии. Теперь это один из самых почитаемых и любимых храмов города. Ведь и большая часть крещений в советское время совершалось именно в этом храме, и большая часть священнослужителей епархии были рукоположены в сан именно в нем, а самое главное – в этом Доме Божием реально ощущаешь силу молитв и веры тех многих поколений хабаровчан, для которых он стал местом духовного рождения и настоящим источником воды, текущей в жизнь вечную (By 4. 14).
Василий Жуков