Л.Я. Ушакова: «Икона — это четкая мысль, которая учит, как жить правильно»
Отдел культуры Хабаровской епархии.02.04.2013
Научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Л.Я. Ушакова за десять дней прочла для жителей Хабаровского края 20 лекций о собрании древнерусских икон ГТГ. Перед отлётом в Москву Любовь Яковлевна любезно согласилась поделиться своими впечатлениями от встреч с дальневосточниками.
Л. Я. Ушакова: Первые необычные ощущения после долгого перелета из Москвы — это ощущение долгого светлого дня. Утром и вечером здесь намного светлее. Я не знаю, чем это объяснить, может быть тем, что здесь на востоке солнце встает. Очень красив восход солнца. Большое, яркое, оно поднимается, и это потрясающе. Меня все эти дни не покидало радостное чувство от того, что я нахожусь здесь, на краю России. Сама природа необычна… сопки, сопки, горизонт… это необыкновенно красиво. И люди спокойные, доброжелательные. Случайного прохожего можно остановить, спросить и он начнет объяснять, рассказывать. В Москве, если на ходу пальцем покажут, то это уже хорошо. Сейчас у всех уши заткнуты наушниками, никто никого не слышит и не видит, а здесь я увидела нормальные человеческие отношения, и это меня приятно удивило.
- Чем изначально привлек Вас проект отдела культуры Хабаровской епархии?
- Привлекла сама идея. Мы не были знакомы с руководителем отдела культуры, автором проекта Тамарой Ивановной Яроцкой. Прежде чем пригласить меня, она приехала в Москву, пришла в Третьяковскую галерею, послушала мои экскурсии, три часа мы ходили по музею, она слушала, что я говорю, какое направление лекции у меня. Я знаю многие конференции, знаю, как приглашают, чаще всего заочно, но здесь я увидела совсем другое. Здесь у организатора проекта очень высокие требования к лектору, и в этом я вижу поразительную заботу о людях, их духовном состоянии.
- Вы на глобусе посмотрели, какие расстояния придется преодолеть?
- Не только на глобусе, я купила карту Хабаровского края, нарисовала маршрут, обвела кружочком города, в которых предстоит побывать. Все это было заманчиво и интересно. Вначале я не знала, как это будет выглядеть, куда мы поедем. Мы попали в Советскую Гавань, Ванино, Заветы Ильича, Амурск, Комсомольск, потом двинулись на юг: в Бикин, Вяземский, Переяславку…Во всей этой длительной поездке ни разу, ни в одном поселке, ни в одной школе мы не столкнулись с нежеланием прослушать лекцию об иконописи. Мы встретили исключительный интерес, и это очень приятно. Огромная организационная работа предшествовала моему появлению. Транспорт, ночлег, питание — все было продумано, работало как часы. Мне оставалось только выйти к людям и читать свой материал. Самая первая лекция состоялась в Советской Гавани. Мы ехали день и ночь, поезд шел очень долго. На карте у меня все отмечено, где он останавливался. Нас встретили, отвезли отдохнуть в гостиницу. А в городе уже все было готово. Афиши, залы, клубы, где мы должны были выступать, были готовы списки школ, где нас уже ждали. И первая встреча состоялась в межшкольном комбинате, там были школьники от шестого до девятого класса. Они очень внимательно слушали. Они слушали так, что удивлялись даже их педагоги… полная тишина. У них были такие глаза… Это невозможно забыть.
- Скорее всего, тема для этих ребят была абсолютно незнакома. Вы адаптируете материал сообразно возрасту аудитории?
- Конечно. Ведь и в «Третьяковке» мне приходится проводить экскурсии для младших или старших школьников, для студентов. Но я уверяю Вас, что нет такого человека, который бы не знал, что такое икона. Дети очень открыты и всегда говорят: «У моей бабушки иконы есть, у нас дома иконы». С детьми не так уж сложно установить контакт. Важно было донести мысль о том, что икона, да и все средневековое искусство — это обращение к разуму. Икона — это четкая мысль, она говорит человеку, что и как нужно, что и как правильно, она учит. Живопись эмоционально передает различные состояния, даже в решении библейских сюжетов. А икона, отвлекаясь от чувственности, обращается к разуму человека. Цвет, пропорции изображения — все в иконе несет особый сакральный смысл. Об этом мы говорили нашим слушателям. Но самое главное в том, что знакомство с иконой — это не просто познавательный урок, это основа воспитания. Есть общечеловеческие ценности, которые несет икона. А духовные основы являются определяющими и для русской живописи, и для русской литературы.
После лекции люди часто обращались с какими-то личными вопросами. На всех лекциях у нас присутствовали священники. И это очень хорошо. Я искусствовед, а священники продолжали нашу встречу, отвечая на вопросы слушателей.
Надо сказать, что сейчас в нашей галерее залы иконописи всегда наполнены, там всегда очень много молодых людей. Я всегда стараюсь подчеркнуть: « Здесь не вы смотрите на иконы, здесь иконы смотрят на вас. Вы перед ними предстоите. Это святыни. Это основа народного духа нашей страны. Если иконе 800 лет и перед ней молились сотни тысяч русских людей, в Москве, Новгороде, если тысячи паломников пешком шли к ней — это же говорит о многом». Сейчас наша коллекция икон составляет более 6000 тысяч. В залах размещено 200 икон. У каждой есть паспорт, где указана история попадания в музей. Есть иконы, пришедшие из единого музейного фонда, который был создан в 20-е годы. С одной стороны, разрушали храмы, а с другой, так крепко любовь к иконе вошла в русскую жизнь, что даже в годы гонений иконы пытались сохранять. Их собирали в единый фонд, а потом распределяли по музеям. Были дарения, были передачи частных коллекций, были передачи по завещанию. У нас хранятся частные коллекции Рябушинского, Боткина. После революции, уезжая из страны, владельцы художественных коллекций не могли забрать их с собой, и тогда оставляли в музее на временное хранение. Некоторые собрания в последствие были востребованы полностью, некоторые частично. Существуют самые разные источники попадания икон в Третьяковскую галерею. Это одна из лучших коллекций мира. Значимость коллекции обычно определяется количеством древних икон. У нас 16 домонгольских икон, написанных до 1237г. — это ценнейшая коллекция. У нас находится знаменитая икона Преображения Феофана Грека, написанная для Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, Троица Андрея Рублева, Ярославская Оранта, которую некоторые исследователи приписывают первому русскому иконописцу Алипию. Благодаря проекту отдела культуры Хабаровской епархии эти сокровища Третьяковской галереи увидели сотни жителей Хабаровского края.
Прекрасные, душевные наши русские люди. Мне очень запомнился г. Советская Гавань. Был уже поздний вечер, все зрители разошлись. А сотрудники тамошнего музея не отпускают нас. Как же вы уедете и не посмотрите наши экспонаты? Они привели нас в музей, познакомили с историей района, это было так трогательно и интересно. Везде мы встречали самый радушный прием, однако без ложки дегтя не обошлось. В Амурске у входа в библиотеку, где читалась лекция, нас встретила группа «евангелистов». Они очень громко, бурно выражали свои эмоции. Кричали: « Мы тоже христиане, мы тоже христиане!» Мы попытались поговорить с ними. Пришлось напомнить им о традиции, о тысячелетней истории Православия на Руси. Главный их аргумент – поклонение иконе является идолопоклонством. Но ведь православные поклоняются не доскам, не краскам, а Первообразу. Нельзя изображать Бога, но можно изображать Бога «воплотившагося, и вочеловечшася», и дальше можно цитировать Символ Веры, который тоже лежит в обосновании иконописи. Им ответить было нечем. Мы пошли к нашим слушателям, а они стояли под окнами, что- то выкрикивали. Вот с такой «демонстрацией протеста» пришлось столкнуться. Но это был один единственный случай.
- Заканчивается Ваша командировка, с какими чувствами вы будете подниматься по трапу самолета?
- Я успела полюбить этот край. Мне трудно представить, что завтра я не увижу дорогих, близких мне по духу людей. Но это завтра. А сегодня меня вдохновляет и радует то обстоятельство, что я обрела здесь единомышленников. Встретить их на другом конце страны — это чудо, это находка. Это огромное счастье — вместе делать важное, нужное дело. За это я очень благодарна всем моим новым друзьям – дальневосточникам.