Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Сахалине
Протоиерей Виктор Горбач07.08.2007
Доклад на Юбилейной научно-практической конференции «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)» (г. Хабаровск, 30 мая - 1 июня 2007 г.)
История православной миссии на Курильских островах
В этом году Православная Церковь и российская общественность отмечает тридцатилетие прославления известного православного миссионера – первого епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, впоследствии митрополита Московского и Коломенского Иннокентия. Миссия православной церкви на Сахалине и Курильских островах во многом связана с трудами этого подвижника и миссионера.
Проникновение христианства на Сахалин и Курилы началось еще в конце XVII – начале XVIII вв – в 1705 г. на Камчатку официально был направлен миссионер архимандрит Мартиниан. Его миссия распространялась и на Курильские острова.
Очаг Православия на Курильских островах, возникший в первой половине XVIII в., никогда с тех пор не угасал. Позднее в бухте Майрупо (ныне залив Байкал) на Шумшу на средства Российско-Американской компании, расположившей здесь свою факторию, была построена церковь. Сведения о ее существовании мы находим в записках известного мореплавателя В.А. Римского-Корсакова, заходившего в бухту Майрупо на шхуне «Восток» в сентябре 1854 г. Посещение фактории и здешней церкви произвело на него, видимо, хорошее впечатление. Позднее он писал: «Избы, церковь и пакгауз привезены из Ситхи и достроены выкидником еловым и тополевым, которого туда приносится морем немалое количество, без сомнения, с камчатского берега. Церковь хоть куда: изобильно украшена утварью и может поместить до 50 человек. Священника в ту пору не было, и Форсман (управляющий факторией) по воскресеньям сам читал молитвы прихожанам».
Неоднократно на Курилах бывал с визитом епископ Камчатский, Курильский и Алеутский – будущий святитель московский Иннокентий (Вениаминов). В разносторонней деятельности этого выдающегося представителя Православной Церкви Курилы занимали особое место. Неоднократно святитель Иннокентий направлял миссионеров к курильцам. В отчете Синоду он обеспокоено пишет: «В прошлом 1849 году, был послан в Курильский отдел священник Никита Омофорский, для исправления обыкновенных треб; но также, как и прежде посланные туда священники, мог быть только на острове Шумшу, и видел курильцев почти тех же самых, которых видели его предшественники; а прочие, с их семействами, опять не имели возможности видеть священника. Нынешнего лета я намерен отправить в Курильский отдел священника (и отправил) с тем, чтобы он остался там на зиму и постарался бы увидеть всех курильцев».
Другим свидетельством деятельности Православной Церкви на Курилах является письменное донесение, полученное от миссионера с Курильских островов, которое в начале 1858 года владыка Иннокентий отослал митрополиту Московскому Филарету. В нем миссионер пишет: «Последнюю зиму я провел на острове Парамушире. Со мною на одном прибрежье зимовал с несколькими курильскими семействами курильский тоен, старец весьма почтенный и кроткий, знающий русскую грамоту и очень усердный к службе церковной. Во все время моего пребывания он не пропустил ни одной службы церковной. В дни великих праздников, когда не было холодно и не было бурных метелей, у нас совершались литургии в полотняной церковной палатке, которая для защиты от ветра в свое время устанавливаема была между нанесенными снеговыми стенами, а снежный пол в церкви всегда устилался чистыми травяными церерами или зелеными кедровыми ветками. Другие же церковные службы, по непрестанным затруднениям от зимнего времени, постоянно происходили в моей поместительной юрте».
Появление русской культуры и Православной веры не могло не повлиять на сознание и образ жизни курильских айнов, и вскоре они уже не мыслили себя без России.
В 1875 году Россия и Япония заключили Санкт-Петербургский договор, в соответствии с которым согласились обменять Северные Курильские острова на Южный Сахалин. В результате весь Сахалин стал российской территорией, а вся цепь Курильских островов была включена в границы Японской империи. Но для православных айнов он стал настоящим приговором – как подданные российской империи, айны должны были в течение трех лет либо переехать в Россию, либо принять японское гражданство. В результате двенадцать или тринадцать курильских айнов решили остаться российскими подданными и в 1877 г. перебрались в Петропавловск-Камчатский. Лишенные своих родных мест и привычного образа жизни, айны тосковали по своим сородичам и своим домам. В конце 1882 г. они уехали назад, на Курилы. Принимая японское гражданство, курильские айны полагали, что, будучи вместе и в родных местах, они сумеют сохранить свои традиции и свою веру, будут вести прежний, свойственный издревле их народу образ жизни. Однако японское правительство не устраивало наличие среди подданных империи русскоязычного контингента на границах с Россией, и поэтому в 1884 году японцы заставили всех представителей этого народа – девяносто семь человек – переехать на о. Шикотан на Южных Курилах.
Можно представить, что испытал оказавшийся в чужой стране, среди чуждых языка и культуры народ, более полутора веков говорящий, думающий и молящийся по-русски. Все время до принятия японского подданства курильские айны говорили по-русски, молились в православном храме, отмечали православные праздники и все события небольшой колонии. Но процесс насильственной японизации сводил на нет усилия айнов по сохранению прежнего образа жизни. Вождь айнов Яков Сторожев пытался отстаивать права сородичей, но его попытки не принесли никакого результата. Айны были против изменения имен с русских на японские, против обучения японскому языку и манерам, против обращения в буддизм. Чтобы окончательно перечеркнуть надежды айнов на самостоятельное определение собственной судьбы, в сентябре 1922 г. японские власти издали «Акт о защите народа айнов», по которому конфисковали у них 689 гектаров земли. После этого начался процесс вымирания курильских айнов.
На японском кладбище в г. Малокурильске и сейчас можно увидеть на самом крупном памятнике высеченный на нем православный крест и надпись «Сутородзефу», выполненную японской азбукой «катакана». Он стоит над могилой последнего тоена (вождя) курильских айнов православного вероисповедания Я. Сторожева, похороненного на японском кладбище. В могилах без надгробий лежат и другие православные мученики: Сторожевы, Прицыны, Черных, Нопограбины, Красильниковы и многие другие.
История православной миссии на Сахалине
Первое поселение – военный пост Муравьевский – появилось на берегу залива Анива 21 сентября 1853 г. Это событие сопровождалось молитвой. «Освящая пением молитвы занятие острова, русские моряки тем самым подчеркивали историческое значение этого акта», – пишет современный исследователь. Руководивший в то время освоением края Г.И. Невельской был, по свидетельству историков, искренне верующим человеком: например, известен факт, когда Невельской, ввиду отсутствия священника, сам крестил четырех аборигенов, желавших принять христианство.
По воле императора Николая I 1 января 1840 г. была учреждена новая епархия, названная Камчатской, Курильской и Алеутской. Первым ее епископом стал святитель Иннокентий.
Вероятно, священнослужители в то время лишь время от времени посещали Сахалин с миссионерскими целями и для исполнения треб в русских постах. В тот период бывал на острове (и, возможно, неоднократно) архиепископ Иннокентий. Об одном из его посещений поста Дуэ известно достоверно. Это произошло в августе 1861 г. во время крушения клипера «Гайдамак», на котором святитель Иннокентий направлялся из Николаевска на Камчатку. Священник С.Н. Казанский, сопровождавший святителя, оставил воспоминания об том, что случилось в этот день: «Сделалась страшная буря; судно наше перебрасывало из стороны в сторону, смятение было полное, все ждали смерти; один преосвященный Иннокентий был в полном спокойствии. Во время сильной качки я случайно очутился против дверей каюты, где был владыка; и вдруг дверь эта сама собою от тряски и качки отворилась; я подумал, что владыка ее отворил, чтобы позвать кого-либо, и я взошел к нему и поражен был такой картиной среди общего смятения, треска судна и стука волны, преосвященный Иннокентий спокойно стоял перед образом на коленях и горячо молился и читал себе отходную, но когда он увидел меня, сделал такое выражение глаз, что я невольно смутился и весь был потрясен, и тут же догадался, что я ему помешал, и опрометью вышел от него, затворив. По окончании же молитвы владыка с невозмутимым спокойствием вышел на палубу и давал уже советы капитану судна. Наконец все стихло и кончилось, благодарение Богу, только разбитием судна. Преосвященный Иннокентий, по выходе на берег, отслужил благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением…». В последствии писавший эти строки, бывший прежде псаломщиком при святителе Иннокентии, станет первым настоятелем первого прихода на Сахалине.
Современное состояние православной миссии в Южно-Сахалинской епархии
Безусловно, духовным средоточием миссионерской деятельности является богослужение, поэтому с самого начала деятельности Юно-Сахалинской епархии приоритетной задачей епархиальных властей стало открытие приходов и строительство новых храмов. В настоящее время в епархии действует 47 приходов, из них 43 прошли государственную регистрацию.
Необходимо отметить, что первый приход на Сахалине после десятилетий безбожия был открыт в 1989 году. А в 90-е гг. Сахалин стал объектом мощной экспансии миссионеров нетрадиционных конфессий.
Ежегодно на Сахалин только официально приезжают более ста иностранных миссионеров. На деятельность каждой из действующих на Сахалине конфессий их зарубежными центрами выделяется до 500 тыс. долларов. Занимая важное геостратегическое положение и обладая значительными запасами полезных ископаемых, Сахалинская область привлекает внимание множества различных сект. В конце 90-х гг. на Сахалине существовали представительства до 70 различных конфессий. В 2006 г. активизировалась одна из наиболее опасных сект нетрадиционного ислама – ваххабитов. Безусловно, деятельность нетрадиционных религиозных объединений – это мощный инструмент, используемый для отделения дальневосточных земель от России. К примеру, на встрече со студентами одного из вузов Южно-Сахалинска, мы услышали вопрос: «Скажите, а Православие – это умирающая религия?».
В Сахалинскую область приезжают читать лекции различные специалисты – это успешные состоявшиеся люди, подавляющее большинство из них либо атеисты, либо христиане протестантских направлений. Чтобы переломить ситуацию, епархия стала приглашать известных православных миссионеров для проведения встреч и бесед. За последние годы нашу епархию посетили профессор МДА диакон А. Кураев, преподаватель ПСТГУ А.Л. Дворкин, известный историк В.Л. Махнач, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» С.В. Чапнин, известный московский духовник протоиерей В. Кречетов, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий протоиерей О. Стеняев и др.
В этих условиях Православная Церковь на Сахалине старается занимать активную жизненную позицию и деятельно участвовать в жизни региона. Большой интерес молодежи вызвала прошедшая в мае прошлого года встреча епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила с лидером рок-группы «Алиса» К. Кинчевым, на которой известный музыкант рассказал о своем пути в Церковь. Эта встреча широко освящалась в средствах массовой информации.
Епархия уделяет большое внимание сотрудничеству со светскими СМИ. В рамках Сахалинского Союза журналистов действует секция православных журналистов. В этом году совместно с Издательским Советом Русской Православной Церкви был проведен семинар для журналистов, освещающих религиозную тематику.
Южно-Сахалинская епархия именно с помощью СМИ старается привлечь интерес общества к Православию, разбить стену отчуждения, начать общение, чтобы перейти к серьезному, глубокому разговору. Поэтому епархиальное управление не ограничивается лишь взаимодействием со светскими СМИ, но также занимается и самостоятельной издательской деятельностью. С мая 1997 г. епархиальное управление осуществляет выпуск газеты «Сахалинский Православный Вестник». За эти годы было выпущено сто номеров (в среднем – один номер в месяц). В прошлом году Южно-Сахалинская епархия начала новый информационный проект совместно с Издательским Советом Русской Православной Церкви. Управляющим епархии было подписано соглашение с Председателем Издательского совета в соответствии с которым, основой нашей газеты станут материалы официального печатного органа Русской Православной Церкви газеты «Церковный вестник», а четыре центральных полосы будут готовиться на Сахалине и рассказывать о деятельности Сахалинской епархии. Осуществление этого проекта было продиктовано стремлением включить Сахалинскую область в единое российское православное медиа-пространство. Новое издание выходит два раза в месяц. Подобный опыт является уникальным и самым ярким примером информационного сотрудничества Издательского Совета и епархии Русской Православной Церкви.
Тематика материалов весьма разнообразна и привлекательна не только для активных прихожан, но и для людей, далеких от церкви: жизнь провинциальных приходов, деятельность православной молодежи, епархиальная хроника, отчеты о миссионерских поездках, ответы на вопросы читателей; кроме этого, на станицах издания публикуются краеведческие материалы и исследования по истории Православия в регионе. Редакционная политика издания не предусматривает перепечатку старых текстов, малопонятных современному читателю, в то же время, редакция старается готовить материалы живым, понятным, современным языком.
В рамках миссионерского отдела епархии действуют общественные организации Братство Александра Невского и Православный исторический клуб. Братство Александра Невского – это молодежная организация, которая занимается военно-патриотическим воспитанием и спортивной подготовкой молодежи, а также организацией летних спортивных детско-юношеских лагерей. В этом году участники братства планирую организовать православный лагерь в пос. Дуэ Александровск-Сахалинского района у памятного Креста, установленного в честь высадки на сахалинский берег святителя Иннокентия. С июня 2006 года в Южно-Сахалинске действует Православный исторический Клуб, созданный по инициативе православной интеллигенции. Основная задача Клуба – осмысление цели и смысла российской истории.
Распространено мнение, что интересы Православия должно отстаивать священство, т.к. оно облечено саном, а также обладает необходимыми для этого знаниями и возможностями. Удел же простого мирянина – молиться о спасении России. Но все, что происходит сегодня в России, не оставляет православным права быть безучастными. По меткому выражению историка В. Махнача, «демократия строится не сверху, а снизу», поэтому только голос объединенной православной общественности способен оказать реальное влияние на решение проблем, с которыми сталкивается сегодня российское общество. По мнению участников клуба, если наша страна не будет православной – она перестанет быть исторической Россией и станет абсолютно манипулируемым сырьевым придатком Запада, потому что никакие надуманные падшим человеческим умом суррогатные жизненные цели не смогут отменить исторической миссии России как хранительницы Православия во имя спасения человечества. Именно этой миссией определялась всегда ее государственная мощь, ее культурное величие и достоинство ее народа. Клуб объединяет людей различных специальностей и возрастов и открыт для всех желающих. Здесь собираются люди, которые находятся в поиске, которых волнует судьба страны. Нам важно общаться с теми, кто имеет аналогичное мировоззрение. Кроме того, многих привлекает то, что в клубе не навязывают какие-либо точки зрения, а ведется совместный анализ исторических событий с позиций православного мироощущения. Собрания Клуба проходят в форме семинаров или лекций. Клубом также организуются встречи с видными деятелями религиозной, политической и культурной жизни общества.
Стало доброй традицией проведение миссионерским отделом праздничного концерта в день жен–мироносиц. Кроме собственно концерта, на таких вечерах священнослужители епархии обращаются со словами проповеди о христианском смысле этого праздника. Такое совмещение православной проповеди и концерта очень действенно влияет на еще не воцерковленных людей.
В качестве заключения стоит сказать, что память о выдающемся православном миссионере Святителе Иннокентии (Вениаминове) и его апостольские труды постоянно вдохновляют сахалинских священнослужителей на служение в сахалинской земле.
Об авторе: протоиерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии Русской Православной Церкви (г. Южно-Сахалинск)