Наша заступница
Биктимирова Юлия26.10.2007
Революционное лихолетье и безбожное время стерло с лица нашего города красивейшие и величественные соборы и храмы. Канули в небытие Александро-Невский собор, «Старый» Казанский собор, Андреевская Архиерейская церковь, кладбищенский храм в честь Скорбящинской иконы Божией Матери, исчезли приходские храмы близ озера Кенон и на Большом Острове. Один из храмов, чудом избежавший разрушения, был Иоанно-Предтеченский храм на Чите I. После ссылки в 1936 году настоятеля — протоиерея Алексия Соболева — на Соловки, храм также ожидала участь мученика, страдальца за веру. В храме, по традиции того времени, организовали спортивный зал общества «Локомотив», в котором на протяжении 60 лет не одно поколение юных читинцев занималось различными видами спорта.
90-е годы прошлого века – годы духовного подъема, годы возвращения Православной Церкви того, что ей принадлежало по праву. Первым храмом, возвращенным в Церкви на Забайкальской земле, стал храм на Чите I. Храм предстал перед епископом Палладием (Шиманом), священниками и мирянами в печальном виде: к западной стене храма (заметим, что храм является памятником культуры конца XIX - начала ХХ века) была сделана кирпичная пристройка – современный спортивный зал. Вокруг царило запустение, внутри оставалось наследие спортзала — канаты, шведские стенки, крюки.
Понимая всю шаткость положения тогдашних властителей и зыбкость принятых указов, епископ Палладий принял решение об открытии храма. 27 сентября, ровно одиннадцать лет назад, был возрожден Иоанно-Предтеченский храм, освященный епископом Палладием.
Зимой 1996 года Свято-Воскресенский храм города Читы постигла беда – храм сгорел. Все, что уцелело при пожаре: церковная утварь, иконы, облачения священнослужителей - было перевезено в открытый Иоанно-Предтеченский храм на Чите I. Православные как могли отмыли иконы от копоти, привели в порядок утварь и облачения – на несколько месяцев храм в честь Иоанна Крестителя стал не только единственным действующим храмом в Чите, но и духовным центром и кафедральным собором. Милостью Божией, трудами и молитвами епископа Иннокентия (ныне архиепископа Корсунского), помощью православных прихожан, военных и всех неравнодушных читинцев к Пасхе 1997 года Свято-Воскресенский храм был восстановлен. Все иконы были возвращены на старое место, в храме Рождества Иоанна-Крестителя оставалось несколько потемневших от старости и пожара икон. Иконы были настолько темны, что понять, кто на них был изображен, было трудно. Епископ Иннокентий, сам отбиравший иконы для возвращения их в Свято-Воскресенский храм, видя отчаяние прихожан Иоанно-Предтеченского храма, пообещал привезти новые иконы. Вскоре храму был преподнесен епископский подарок - икона Рождества Иоанна Предтечи. Радость прихожан теперь омрачалась лишь тем, что напротив новой иконы черным пятном висела икона с трудно различимыми фигурами. Некоторые прихожане даже смущались и просили священнослужителей снять темный образ со стены.
24 октября после Всенощного бдения кто-то из прихожан заметил изменения в иконе: ярче стали цвета, четко проступили силуэты фигур Божией Матери и Богомладенца. Утром перед Божественной литургией изменения в иконе заметили все, кто был в храме: о чуде было сообщено епископу Иннокентию, который засвидетельствовал чудо обновления иконы по прибытии в храм Рожества Иоанна Крестителя. Обновленная икона оказалась одним из сибирских (судя по цвету и написанию) списков Казанской иконы Божией Матери XIX века.
Икона интенсивно обновлялась в течение года. Вот как об этом вспоминают первые прихожане возрожденного храма: «Мы, прихожане, каждый раз по приходу в храм подходили к образу Божией Матери и фиксировали новые изменения.
Сначала проявился лик Богородицы и вся верхняя часть Ее фигуры. Младенец долго не проявлялся. Но затем проявили одежды Спасителя, после чего проявились нимб и буквы в перекрестии нимба. Сам лик и голова Младенца проявились последними. Когда же лик проявился весь - засияла лучезарная улыбка Младенца-Христа».
Обновленный образ Божией Матери Казанской - живой. Все, кто приближался к этой иконе, замечал перемену ликов, выражение глаз Божией Матери и Младенца. Лики Божией Матери и Младенца то могут быть радостными, то печальными, то строгими.
В дни двунадесятых и храмовых праздников образ Казанской Божией Матери источает сияние, и всем прихожанам передается торжественная и одновременно тихая радость Богородицы и Богомладенца.
С первых дней обновления Казанской иконы Божией Матери в храме Рождества Иоанна Предтечи по сей день соблюдается обычай: после Божественной литургии все прихожане поют тропарь, кондак и величание перед чудотворным образом. А Божия Матерь помогает всем, кто с верою прибегает к ее чудотворному образу.
Юлия Биктимирова