Не рыдай Мене, Мати...
26.04.2008
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем Церковь ожидает грядущее славное Воскресение Христово.
В этот день совершается особенное богослужение: на вечерне Великого Пятка на середину храма износится Плащаница с изображением Спасителя, положенного во гроб. На утрени Великой Субботы стихословятся Непорочны (118 псалом) с т.наз. похвалами - особыми тропарями, прославляющими Распятого, шествующего во ад и грядущего воскреснуть Господа Иисуса Христа.
Один из центральных моментов утреннего богослужения Великой Субботы - канон в честь событий дня, именуемый по начальным строкам первой строфы (ирмоса 1 песни) «Волною морскою», один из самых выразтельных по своей красоте и глубине богословского смысла. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.). Ирмос 9-й песни этого канона - это гимн, в котором наиболее ярко выражена суть Великой, Благословенной Субботы:
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе Егоже во чреве без семене зачала еси, Сына. Востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог верою и любовию Тя величающия.
В конце утрени совершается крестный ход с Плащаницей. На вечерне этого дня читаются 15 паремий - текстов Священного Писания Ветхого Завета, в которых Дух Святой устами авторов пророчествовал о Воскресении Христовом. По прочтении 6-й паремии - отрывка из книги Исход (13. 20 - 15. 19) о чудесном переходе евреев через Чермное море - Церковь воспевает благодарственную песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися, а по прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской (Дан 3. 1-88), прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков Господа пойте и превозносите Его во веки. Завершается этот богослужебный день Литургией святителя Василия Великого.
СЛОВО ЕПИФАНИЯ КИПРСКОГО В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ
Что за безмолвие на земле? Что за молчание многое? То Царь спит. Земля убоялась и умолкла, ибо Бог уснул плотию. Бог плотию умер и ад вострепетал. Бог уснул ненадолго и восставил от века Адама спящих. Где вчерашние наговоры на Христа беззаконных? Где толпы народа? Где дреколья, первосвященники и судьи жестокие? Где светильники и мечи? И толки бесчисленные и людей неистовство? Воистину люди поучишася тщетным, преткнулись о твердый камень и были сокрушены. Вознесли Господа на Древо, и Он сойдя умертвил их. Связали Солнца Христа, но Он расторг вечные узы, и осветил темницы, и диавола победил. Зашло Солнце под землю, и тьма мрачная нашла на иудеев. И то их краткое злорадование стало для них безысходной скорбью и лютой печалью. Ныне спасение всем на земле и под землей от начала времен содержимым! О человеколюбие Божие вместе со смирением! Как человек на землю сходит и погребение принимает, но как Бог мертвых из ада возводит. Вчера судим был и по ланите ударение принимал, и связали Его, сегодня же Сам связал диавола неразрешимыми узами и освободил осужденных. Вчера слуги Пилата насмехались над Ним, а сегодня стражи ада, видев Его, исчезли. И смерть попрана, и сила адова уничтожена. Вчера, когда Господь на Кресте был, вся тварь рыдала: солнце в полдень помрачало свет свой, и земля сотрясалась, и камни распадались, обличая иудеев, и завеса в храме раздралася, и многие усопшие в теле восстали: и от шестого часа до девятого тьма была по всей земле, и по девятом часе Иисус испустил дух. Ночью Христос родился в Вифлееме, и ночью же восстает из мертвых. Пелены по рождении принимал, так и в погребении пеленается. Ангел Марии о рождестве Его поведал, Ангел же и Воскресение Его благовествует. В рождестве был у Матери Его обручник Иосиф, а здесь - Иосиф из Аримафея. И, как рождаясь, не нарушил Он печати девства Матери Своей, так и воскрес, не разрушив печати Гроба. После же, как говорит Писание, когда зашло во ад Праведное Солнце, пришел человек богатый, именем Иосиф из Аримафея. Воистину богатый, ибо взял бесценное Сокровище, тело Господне, Творца всей твари. Пришел и Никодим, ходивший к Иисусу под покровом ночи. Два сокровенных ученика, Иосиф и Никодим, пришли скрыть во Гробе Бога во плоти, друг друга предваряя в любви к Богу. Никодим принес смирну и благовоние для умащения тела Христова, Иосифа же хвалим о дерзновении к Пилату: он вошел без страха, но с мудростью просил тела Иисусова, не долгие прилагая речи, да не введет судью во гнев и просимого не получит, но войдя говорил: Пилат, с малым я пришел прошением: дай мне Тело мертвое на погребение - Того, осужденного тобою Иисуса Назарянина, на Древе висящего и всеми оставленного. Есть ли вам польза от тела Странника сего? Дай мне тело по Своей воли Странника, не имевшего «где главы подклонити», дай мне Странника, не имеющего ни города, ни села, ни храма, ни обиталища, ни сродников, ни друзей, ни слуг, одну только Матерь. О Мертвом прошу тебя, учеником проданном, братией изгнанном, Своими рабами избитом и учениками оставленном, со Своей Матерью разлученном; от тех, кто пищу от Него принимал, уксусом и желчью напоенном, от исцеленных Им раны принявшем. Прошу тебя, Пилат, о Висящем на Кресте: нет Ему ни отца на земле, ни друга, ни родственника, ни ученика, ни кому похоронить Его: но один Он, и один, как убогий, - Он, вся создавший. Дай мне, Пилат, мертвое тело на погребение. После этих слов Иосифа повелел Пилат отдать ему тело Иисусово. И сняли Иосиф с Никодимом Его с Креста и погребли. А наутро в субботу собрались архиереи и фарисеи к Пилату и говорили: помним, что льстец Тот говорил, еще будучи живым, восстану на третий день. Повели охранять Гроб до третьего дня, чтобы ученики Его не пришли ночью и не украли бы тела Его и не сказали бы людям, что Он восстал из мертвых и будет второй обман хуже первого. Пилат же сказал им: если называете Его льстецом и нарушителем Закона, то что же боитесь Его: ведь умер уже и похоронен?! Охраняйте Гроб как хотите - у вас есть стража и войско: обложите железом или опечатайте, и потом не говорите, что если бы Пилат не препятствовал нам, мы бы не потеряли мертвеца. Как знаете утвердите Гроб. И если кто из учеников Его придет - убейте. И они пошли и железом обложили Гроб, и большую стражу поставили, и не боялись нарушить субботу, творя злое. Думали, беззаконные, удержать Творца и Бога всех. О законопреступники злые, почто Господа льстецом называете, Того, Кто многих освободил от духов нечистых?! О окаянные льстецы, Он вас прокормил сорок лет в пустыни, и манну вам даровал, и воду из камня источил! Льстец ли был Тот, насытивший пятью хлебами пять тысяч людей и много чудес вам явивший: слепых просветивший, прокаженных очистивший, Лазаря на четвертый день из гроба восставивший?! О проклятые, если льстец есть Господь, то почто боитесь слов Его?
И было в ту ночь, что воинов, стерегущих Гроб, тяжкий сон объял. И Ангел Господень, сойдя с небес, разбудил стражей, и камень отвалил от дверей Гроба, и сел на нем, смеясь над железными печатями, и сказал им: «Стражи, где Тот, Кого вы стерегли?! Восстал уже, как и говорил, смотрите же: кто Его может украсть? А ваши первосвященники льстецом Его называли. Хорошо о вас пророк провозгласил: ужаснись, небо, и убойся, земля, в какое тяжкое неверие пришел род иудейский!». И сказав сие, Ангел невидим стал.
Да и мы, верные, побережемся, да не впадем в неверие, и оставим все злые дела: зависть, гнев, клевету, татьбу и все прочие неправды, да сподобит нас Христос Бог радости Воскресения Своего. Ему же слава ныне, и присно, и во веки.
Аминь.
Гимнография дня:
Тропари, глас 2:
Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи.
Слава, глас тойже: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
И ныне, глас тойже: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же истления явися чуждь.
Стихира, глас 5:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего Страннаго, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего Страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего Страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше - увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и Утроба Моя Возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды), и Святому Воскресению.
Гимн, поемый вместо Херувимской песни на Литургии в Великую Субботу, глас 6: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Богослужебные чтения дня:
Священное Писание Ветхого Завета:
На утрени: книга пророка Иезекииля (37. 1-14).
На вечерни:
Книга Бытия (1. 1-13);
Книга пророка Исаии (60. 1-16);
Книга Исхода (12. 1-11);
Книга пророка Ионы (1. 1-16; 2. 1-11; 3. 1-10; 4. 1-11);
Книга Иисуса Навина (5. 10-15);
Книга пророка Софонии (3. 8-15);
Третья книга Царств (17. 1, 8-23);
Книга пророка Исаии (61. 10-11; 63. 1-5);
Книга Бытия (22. 1-18);
Книга пророка Исаии (61. 1-9);
Четвертая книга Царств (4. 8-37);
Книга пророка Исаии (63. 11-19; 64. 1-5);
Книга пророка Иеремии (31. 31-34);
Книга пророка Даниила (3. 1-88).
Священное Писание Нового Завета:
Утреня: 1 Кор 5. 6-8, Гал 3. 13-14, Мф 27. 62-66.
Литургия: Рим 6. 3-11; Мф 28. 1-20
При подготовке к публикации использованы материалы сайта «Православный церковный календарь» и сайта храма свт. Николая Чудотворца в Бирюлево
Иллюстрация: Православное узорье