О прощении
Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий11.02.2008
ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ
Синонимами понятия «прощение» являются помилование и примирение. Вы знаете, что произошло падение наших прародителей Адама и Евы, и это потребовало примирения с Богом, потому что всякое преступление, всякое нарушение заповеди ставит определенные препятствия для общения с Богом и правильной, полноценной жизни.
Несмотря на то, что Господь обращался к первым людям с призывом покаяться, они не услышали этот голос. Господь позвал Адама: Адам, где ты? (Быт 3. 8)
Адам скрылся, потому что совершенный им грех сразу поставил препятствие между ним и Богом. И это отразилось не только на нем, но и на Еве, которая вместо покаяния, вместо того, чтобы просить у Бога милости, стала оправдываться: Змей обольстил меня, и я ела (Быт 3. 8).
То же самое произошло, когда совершил преступление Каин, убив родного брата, Авеля. Господь, обращаясь к Каину, хотел призвать его к покаянию. Но когда Господь спросил: Где Авель, брат твой? – тот в оправдание ответил: Не знаю, разве я сторож брату моему? (Быт 4. 9).
Известны слова пророка Давида: В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс 50. 7). Это говорит о том, что все потомство человеческое заражено грехом. А Бог не терпит греха и призывает человека к покаянию. К сожалению, наша свободная воля не всегда слышит Бога, не всегда идет на этот призыв Божий.
Самая благодатная жертва, которую Господь всегда принимает и которая является самой дорогой в очах Божиих – это сокрушение, т.е. смирение. Но ни у прародителей, ни у их потомства сокрушения не было. Таким образом, грех поражал поколение за поколением. Мы тоже поражены грехом и, конечно же, нуждаемся в примирении с Богом. Не случайно самая распространенная молитва и в церкви, и дома – это молитва с просьбой о помиловании, прощении, примирении с Богом: «Господи, помилуй!» И в храме Божием всякое прошение, которое обращено к Богу, мы сопровождаем возгласом: «Господи, помилуй!»
Это естественно, потому что грех настольно вошел в жизнь человека, что без покаяния и примирения мы не сможем со спокойной совестью прожить земную жизнь и удостоиться благой участи, которую Господь уготовил для всех верных Ему.
ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША
Совершая Свое земное служение, Господь Иисус Христос дал ученикам пример молитвы. Молитва Господня является образцом всякой молитвы. В ней, наряду с необходимыми прошениями, есть прошение об оставлении наших грехов: И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, – обращаемся мы к Богу. Под долгами подразумеваются наши грехи.
Условием прощения от Бога является примирение с ближними. Не получив прощения от ближнего или не простив ближнего, мы не вправе обращаться к Богу со словами: И остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим. Об этом условии, которое нам поставил Господь, всегда нужно помнить.
Некоторые задумаются и скажут: «А если я никого не обидел, если не имею нужды в том, чтобы просить прощения?» Неправильно мы думаем, что не имеем нужды в прощении.
Возможно, ярко выраженных грехов по отношению к нашим ближним мы не имеем, но очень часто мы совершаем грехи в мыслях, и эти грехи помрачают нас, а также засоряют духовную атмосферу, в которой мы живем. За это каждый должен просить прощения.
Когда мы проводим достойно Великий пост и другие посты, Господь освобождает нашу душу от грехов. Человек явно чувствует благоволение Божие, выраженное в том, что сердце его спокойно или радуется, и дела его спорятся. Ведь пост – это наша посильная жертва Богу, за которую Господь дарует нам все необходимое для полноценной земной жизни не только в материальном смысле, но, в первую очередь, в духовном, потому что душа является главной составляющей в человеческом существе.
ПРИМИРЕНИЕ
Человек, не находящий мира с ближними и самим собой, начинает размышлять, как бы ему погасить смятение в душе, и, к сожалению, часто приходит к ошибочному выводу, что лучшие средства, которыми можно заглушить вину – спиртное, наркотики, безудержное веселье.
Но только если мы примиримся с ближними, мы ощутим подлинные радость и духовный подъем. Здесь вступает в действие закон Божий: мы прощаем человека или у него попросили прощения и получаем прощение не только от ближних, но и от Самого Бога. Внешним признаком этого прощения является установление мира в душе, а его-то у нас сегодня и не хватает. Поэтому мы и делаем много ошибок в повседневной жизни, понапрасну тратим физические и духовные силы, и их недостает в последующем на совершение добрых, полезных, созидательных дел.
Состояние вражды всегда пагубно отражается не только на настроении человека, но и на его физическом здоровье. Человек переживает, нервничает и, в результате, заболевает. Может быть, не сразу, но он подтачивает организм внутренними переживаниями. Поэтому Церковь рекомендует не носить яд обиды в душе. Чем дольше мы его носим в себе, рассчитывая, что примирение произойдет само собой, или подыскивая для этого подходящие время и условия, или пытаясь оправдать свою гордыню, тем дальше мы удаляем от себя милость Божию. Святая Церковь советует, чтобы каждый из нас, как только почувствует, что совершил какой-то грех против ближнего, постарался примириться с ним. К сожалению, наша гордыня, так называемое чувство собственного достоинства, не дает нам возможности примириться сразу.
Первым попросить прощения всегда очень трудно. Мы ведь считаем: кто больше виноват, тот, соответственно, и должен попросить прощения первым.
Бывают случаи, когда человек, с которым необходимо примириться, куда-то уехал, его нет рядом. Тогда можно воспользоваться телефонной связью. Если же мы не имеем никакой возможности к примирению, то опытные Отцы Церкви советуют нам молиться за человека, на которого мы держим обиду, покаяться Богу в своей вине, ни в коем случае не оправдывая себя.
***
– Нужно ли прощать всех и все?
– Что касается лично нас, то прощать нужно всех, всегда и все. Если человек совершил преступление против государства, против Церкви или против ближнего, здесь нужен особый подход: нужно призвать его к раскаянию и признанию своей виновности.
***
– Как вымолить прощение, если нас не простили?
– Если вы действительно раскаиваетесь в своей вине, но вас не прощают, несмотря на все ваши усилия, в этом случае не надо себя терзать. Главное – искренне попросить прощения, помолиться, не имея больше никакой обиды и неприязни. Необходимо помолиться, потому что, если человек питает чувство неприязни по отношению к вам, это может негативно сказаться на вашем духовном и физическом состоянии. А смущаться, что он не прощает, не надо. Раз вы приложили все необходимые усилия, то этого достаточно, об остальном не беспокойтесь.
***
– Если я принимаю и прощаю своего супруга, который изменяет мне и пьет уже несколько лет - это слабоволие и слабохарактерность, или так и нужно поступать?
– Если вы не просто формально прощаете, но при этом прилагаете особые духовные усилия как человек верующий – молитесь за него; когда он трезвый, вразумляете его, то вы все делаете верно. Вы, как близкий человек, как супруга, имеете на него особое благодатное воздействие, потому что муж и жена – это одно целое, вы – половина его. Ваше слово, подкрепленное молитвой к Богу, когда оно с любовью, а не с упреком и укором сказано, принесет положительный результат. К тому же, есть пословица: «По Сеньке шапка». Господь сводит разных по характеру людей для особого рода подвига. Потерпеть – это ведь тоже великий подвиг. Причем, терпеть немощи ближнего – не значит не предпринимать никаких трудов к тому, чтобы помочь другому человеку избавиться от них. Чаще всего Господь посылает такие испытания за гордость или за другие тяжелые грехи. И если жена будет каяться, что супруг себя неправедно ведет по ее грехам, Господь услышит обязательно и пошлет утешение: появятся явные признаки того, что человек исправляется.
***
– Что делать, если простить до конца не можешь?
– Молиться надо, братья и сестры. Своими силами, без помощи Божией, бороться с грехом невозможно.
Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).
Фото: Официальный сайт Читинской и Забайкальской епархии