О прощении

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

11.02.2008

ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ

Синонимами понятия «проще­ние» являются помилование и примирение. Вы знаете, что про­изошло падение наших прароди­телей Адама и Евы, и это потре­бовало примирения с Богом, по­тому что всякое преступление, всякое нарушение заповеди ста­вит определенные препятствия для общения с Богом и правиль­ной, полноценной жизни.

Несмотря на то, что Господь об­ращался к первым людям с при­зывом покаяться, они не услыша­ли этот голос. Господь позвал Адама: Адам, где ты? (Быт 3. 8)

Адам скрылся, потому что со­вершенный им грех сразу поста­вил препятствие между ним и Бо­гом. И это отразилось не только на нем, но и на Еве, которая вме­сто покаяния, вместо того, чтобы просить у Бога милости, стала оп­равдываться: Змей обольстил меня, и я ела (Быт 3. 8).

То же самое произошло, когда совершил преступление Каин, убив родного брата, Авеля. Гос­подь, обращаясь к Каину, хотел призвать его к покаянию. Но ког­да Господь спросил: Где Авель, брат твой? – тот в оправдание ответил: Не знаю, разве я сто­рож брату моему? (Быт 4. 9).

Известны слова пророка Дави­да: В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс 50. 7). Это говорит о том, что все потомство человеческое зараже­но грехом. А Бог не терпит греха и призывает человека к покая­нию. К сожалению, наша свобод­ная воля не всегда слышит Бога, не всегда идет на этот призыв Бо­жий.

Самая благодатная жертва, ко­торую Господь всегда принимает и которая является самой доро­гой в очах Божиих – это сокру­шение, т.е. смирение. Но ни у прародителей, ни у их потомства сокрушения не было. Таким об­разом, грех поражал поколение за поколением. Мы тоже пораже­ны грехом и, конечно же, нужда­емся в примирении с Богом. Не случайно самая распространен­ная молитва и в церкви, и дома – это молитва с просьбой о помило­вании, прощении, примирении с Богом: «Господи, помилуй!» И в храме Божием всякое проше­ние, которое обращено к Богу, мы сопровождаем возгласом: «Господи, помилуй!»

Это естественно, потому что грех настольно вошел в жизнь че­ловека, что без покаяния и при­мирения мы не сможем со спо­койной совестью прожить зем­ную жизнь и удостоиться благой участи, которую Господь угото­вил для всех верных Ему.

ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША

Совершая Свое земное служе­ние, Господь Иисус Христос дал ученикам пример молитвы. Мо­литва Господня является образ­цом всякой молитвы. В ней, наря­ду с необходимыми прошениями, есть прошение об оставлении на­ших грехов: И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем дол­жником нашим, – обращаемся мы к Богу. Под долгами подразу­меваются наши грехи.

Условием прощения от Бога яв­ляется примирение с ближними. Не получив прощения от ближне­го или не простив ближнего, мы не вправе обращаться к Богу со словами: И остави нам долги наша, как и мы оставляем долж­ником нашим. Об этом условии, которое нам поставил Господь, всегда нужно помнить.

Некоторые задумаются и ска­жут: «А если я никого не обидел, если не имею нужды в том, что­бы просить прощения?» Непра­вильно мы думаем, что не имеем нужды в прощении.

Возможно, ярко выраженных грехов по отношению к нашим ближним мы не имеем, но очень часто мы совершаем грехи в мыс­лях, и эти грехи помрачают нас, а также засоряют духовную ат­мосферу, в которой мы живем. За это каждый должен просить прощения.

Когда мы проводим достойно Великий пост и другие посты, Господь освобождает нашу душу от грехов. Человек явно чувству­ет благоволение Божие, выра­женное в том, что сердце его спо­койно или радуется, и дела его спорятся. Ведь пост – это наша посильная жертва Богу, за кото­рую Господь дарует нам все не­обходимое для полноценной зем­ной жизни не только в матери­альном смысле, но, в первую оче­редь, в духовном, потому что душа является главной составля­ющей в человеческом существе.

ПРИМИРЕНИЕ

Человек, не находящий мира с ближними и самим собой, начи­нает размышлять, как бы ему по­гасить смятение в душе, и, к со­жалению, часто приходит к оши­бочному выводу, что лучшие средства, которыми можно заглу­шить вину – спиртное, наркоти­ки, безудержное веселье.

Но только если мы примиримся с ближними, мы ощутим подлин­ные радость и духовный подъем. Здесь вступает в действие закон Божий: мы прощаем человека или у него попросили прощения и получаем прощение не только от ближних, но и от Самого Бога. Внешним признаком этого про­щения является установление мира в душе, а его-то у нас сегод­ня и не хватает. Поэтому мы и де­лаем много ошибок в повседнев­ной жизни, понапрасну тратим физические и духовные силы, и их недостает в последующем на совершение добрых, полезных, созидательных дел.

Состояние вражды всегда па­губно отражается не только на настроении человека, но и на его физическом здоровье. Человек переживает, нервничает и, в ре­зультате, заболевает. Может быть, не сразу, но он подтачива­ет организм внутренними пере­живаниями. Поэтому Церковь рекомендует не носить яд обиды в душе. Чем дольше мы его носим в себе, рассчитывая, что прими­рение произойдет само собой, или подыскивая для этого подхо­дящие время и условия, или пы­таясь оправдать свою гордыню, тем дальше мы удаляем от себя милость Божию. Святая Церковь советует, чтобы каждый из нас, как только почувствует, что со­вершил какой-то грех против ближнего, постарался прими­риться с ним. К сожалению, наша гордыня, так называемое чувство собственного достоинства, не дает нам возможности прими­риться сразу.

Первым попросить прощения всегда очень трудно. Мы ведь считаем: кто больше виноват, тот, соответственно, и должен попро­сить прощения первым.

Бывают случаи, когда человек, с которым необходимо прими­риться, куда-то уехал, его нет ря­дом. Тогда можно воспользовать­ся телефонной связью. Если же мы не имеем никакой возможно­сти к примирению, то опытные Отцы Церкви советуют нам мо­литься за человека, на которого мы держим обиду, покаяться Богу в своей вине, ни в коем слу­чае не оправдывая себя.

***

– Нужно ли прощать всех и все?

– Что касается лично нас, то прощать нужно всех, всегда и все. Если человек совершил пре­ступление против государства, против Церкви или против ближнего, здесь нужен особый подход: нужно призвать его к раскаянию и признанию своей виновности.

***

– Как вымолить прощение, если нас не простили?

– Если вы действительно раска­иваетесь в своей вине, но вас не прощают, несмотря на все ваши усилия, в этом случае не надо себя терзать. Главное – искренне по­просить прощения, помолиться, не имея больше никакой обиды и не­приязни. Необходимо помолиться, потому что, если человек питает чувство неприязни по отношению к вам, это может негативно ска­заться на вашем духовном и физи­ческом состоянии. А смущаться, что он не прощает, не надо. Раз вы приложили все необходимые уси­лия, то этого достаточно, об осталь­ном не беспокойтесь.

***

– Если я принимаю и прощаю своего супруга, который изменя­ет мне и пьет уже несколько лет - это слабоволие и слабохарак­терность, или так и нужно по­ступать?

– Если вы не просто формаль­но прощаете, но при этом прила­гаете особые духовные усилия как человек верующий – моли­тесь за него; когда он трезвый, вразумляете его, то вы все делае­те верно. Вы, как близкий чело­век, как супруга, имеете на него особое благодатное воздействие, потому что муж и жена – это одно целое, вы – половина его. Ваше слово, подкрепленное мо­литвой к Богу, когда оно с любо­вью, а не с упреком и укором ска­зано, принесет положительный результат. К тому же, есть посло­вица: «По Сеньке шапка». Гос­подь сводит разных по характеру людей для особого рода подвига. Потерпеть – это ведь тоже вели­кий подвиг. Причем, терпеть не­мощи ближнего – не значит не предпринимать никаких трудов к тому, чтобы помочь другому че­ловеку избавиться от них. Чаще всего Господь посылает такие ис­пытания за гордость или за дру­гие тяжелые грехи. И если жена будет каяться, что супруг себя неправедно ведет по ее грехам, Господь услышит обязательно и пошлет утешение: появятся яв­ные признаки того, что человек исправляется.

***

– Что делать, если простить до конца не можешь?

– Молиться надо, братья и се­стры. Своими силами, без помо­щи Божией, бороться с грехом невозможно.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Фото: Официальный сайт Читинской и Забайкальской епархии


Церковь, Богословие