Об отношении к земным ценностям
Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий09.02.2008
Безумный богач
Предшествующий период истории был ознаменован духовным отступлением нашего народа от православной веры, которая всегда была добрым фундаментом для построения полноценной, полнокровной, выражаясь светским языком, счастливой жизни.
К сожалению, сегодня мы становимся свидетелями и возрождения, и деградации нашего общества. Совсем недавно последний из названных процессов стал приостанавливаться, однако он еще не прекратился. Напротив, появились многочисленные нравственные аномалии.
Для начала я хотел бы прочитать отрывок из Священного Евангелия от Луки. Эта цитата является своеобразным конспектом сегодняшней встречи.
Господь сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк 12. 16-31).
В этой притче, братья и сестры, Господь Иисус Христос дает нам четкое представление о том, как мы должны относиться к материальным ценностям мира сего.
Многие не понимают законов духовной жизни. Они считают себя счастливыми людьми, потому что у них есть материальное благополучие, им не страшен завтрашний день, ведь обо всем они, как им кажется, позаботились.
Таких людей можно сравнить с евангельским безумным богачом, который не в Бога богател, а надеялся на свое богатство.
Это касается, братья и сестры, не только так называемых «новых русских», обеспеченных предпринимателей, но и каждого из нас.
Духовные ценности
Богатства бывают не только материальные. Существуют также духовные ценности. Причем, любое богатство без христианского смирения служит не на пользу. Например, сегодня мы знаем немало талантливых людей, которых таланты выводят на неверный, опасный путь. Так и с материальными благами. Не случайно Господь сказал: Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Лк 19. 23).
Здесь говорится не только о богатстве материальном, но и о богатстве духовном. Все, что Господь нам дал: таланты, способности, все мы должны использовать во славу Божию. Это нисколько не лишает нас чувства удовольствия от жизни, счастья. Напротив, мы только увеличиваем себе радость жизни, если правильно используем данные нам Богом щедроты.
Бери от жизни все
Богатство, которое нажито неправедным путем, затмевает ум, и человек начинает совершенно неразумно использовать его – с определенной корыстью, для удовлетворения низменных интересов. Это закономерно, ведь основная цель, которая сегодня проповедуется СМИ – брать от жизни все, несмотря ни на какие препятствия. Но человек, который следует этому принципу, в первую очередь обманывает себя. Сам Господь таких людей называет безумцами. Самое опасное для христианина – когда целью его жизни становится приобретение материальных благ. Материальные блага не являются греховными сами по себе, но пристрастное отношение к ним является грехом.
Человек, у которого нет духовного «якоря», не сможет противостоять воздействию на него духа маммоны – богатства. Священное Писание говорит: Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2. 19). Если мы служим богатству, значит мы рабы маммоны. Если мы служим Богу, значит, мы рабы Божии.
Святые, которых сегодня Церковь прославляет, это люди, которые отказались от мирских богатств и наслаждений. Это не значит, что они совсем не пользовались материальными благами. Но они никогда не ставили себе целью материальное обогащение.
Горе миру от соблазнов
Сегодня, братья и сестры, наша жизнь внешне становится лучше, комфортнее, у нас появляются компьютеры, мобильные телефоны и другие дорогие вещи. Но это еще не показатель душевного благополучия и счастья. Ведь человек, у которого есть богатство, особенно не праведное, боится его потерять. Это нарушает сон, здоровье.
«Горе миру от соблазнов», – говорит нам Господь. Люди, не имеющие внутреннего духовного стержня, служат соблазном для окружающих, потому что окружающие привыкли ценить человека по внешним показателям: одежде, манере вести себя в обществе. Причем, как правило, наше испорченное общество задает не всегда правильные ориентиры. Например, сегодня со сцен театров мы слышим вульгарные выражения, которые человеку, духовно бедному, кажутся эталоном, нормой. «А ведь это – звезда, – думает он. – Такой человек для меня – пример». Это происходит потому, что мы потеряли способность различать подлинные и мнимые ценности мира.
Образ и подобие Божие
Есть люди, которые признают себя верующими и, более того, воцерковлен-ными. Они посещают храм, исповедуются, причащаются. Но выходит такой человек из храма и забывает про все христианское. Особенно часто это бывает у женщин. Выйдя из храма, женщина тут же сбрасывает с себя платок, подкрашивает губы, ресницы. Или другой пример: человек, который только что побывал в храме и причастился, видя на улице нуждающегося, равнодушно проходит мимо.
Это, братья и сестры, формальное отношение к духовным ценностям. Мы думаем, что Церковь Церковью, а моя жизнь – совсем другое. Точно так же размышляли фарисеи. Они были блюстителями внешней буквы закона.
Человек – образ и подобие Бо-жие, то есть он призван в жизнь для того, чтббы быть подобным Богу, быть созидателем всего того, что Господь вверил в его руки. Поэтому не правы те, которые думают, что церковная жизнь – одно, а жизнь в светском обществе – другое. Жизнь христианина должна быть всегда праведной. Христианин должен быть на всяком месте христианином, какую бы должность, какую бы профессию он не имел. Тогда отношение к ценностям окружающего мира будет у нас правильным и объективным.
Мы – люди плотские и нуждаемся в определенных материальных благах. И, конечно же, Господь заботится о нас в этом. Поставим первоочередной задачей заботу о своей душе, тогда все старания наши не будут тщетными, но будут приносить нам материальные блага и полнейшее счастье, а именно – мир душевный. Так христианство смотрит на жизненные ценности.
***
– Собираю деньги на квартиру. Отказываю во многом нуждающимся и себе. Правильно это? Или надо жить в маленькой квартире в общежитии?
– Недавно мы принимал Чите участников Международного крестного хода «Под звездой Богородицы». Когда мы провожали участников крестного хода до часовни в честь святого благоверного князя Александра Невского, одна женщина расчувствовалась и спросила: «Можно, я им дам денег?» Ей ответили: «Можно, конечно». Тогда она за ними побежала и вручила им тысячу рублей. Возвращается обратно и говорит: «Такое ощущение, такая радость, будто я себе эти деньги дала».
Всякий раз, когда мы совершаем какую-то жертву ради Христа, Господь сторицею вознаграждает нас. Поэтому не надо думать, что если вы будете подавать милостыню, то на квартиру вам не хватит. Господь даст – хватит с лихвой.
***
– Вера дается человеку Богом. Если ее нет, что делать? Молиться? Но не будет ли это грехом? Может, лучше читать Священное Писание и ждать?
– Вы сами ответили на свой вопрос. Чтение Священного Писания – это живое общение с Богом. Святые Отцы говорят, что, когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами, когда молимся, мы беседуем с Богом. И, конечно же, от такой беседы просвещаются и плоть, и душа, и сердце.
***
– Не является ли грехом вкладывать в банк деньги под 9 % годовых с целью их накопления и покупки жилья?
– Если бы вы что-то беззаконное делали, что противоречит законам нашего государства или церковным законам, то это можно было бы считать греховным. Если вы поступаете, как разрешено государством, это не грех.
***
– В храмах Читы разные цены на свечи, требы, книги. Почему?
– У каждого храма – свои трудности. Все средства от того, что продается в храмах, идут на содержание храма, на выплату заработной платы священнослужителям, служащим храма, на строительство. Так, в ближайшее время предполагается реконструкция Спасо-Преоб-раженского храма по ул. Чайковского. До сегодняшнего дня мы продолжаем в Казанском соборе строительные, отделочные работы. В конференц-зале собора появилась новая сцена, куплена аудио- и видео- аппаратура.
Все устраивается и приобретается на ваши пожертвования. При этом, мы не устанавливаем высоких тарифов на совершение Таинств. На Таинство Крещения, например, у нас условная цена, точнее, пожертвование, – 150 рублей. Но если придет человек, у которого нет таких денег, он будет крещен бесплатно.
***
– Как донести до детей правильные жизненные ценности? Мы, родители, говорим одно, а школа, улица и телевидение на первое место ставят материальные ценности и удовольствия. Что делать родителям?
– Чтобы к ребенку не прилипало дурное, его нужно ограждать от этого родительской молитвой. Родительская молитва имеет очень сильное действие.
Священное Предание гласит, что молитва матери может со дна моря ребенка достать. Поэтому помните: если вы будете благословлять своих детей, напутствуя в школу, если будете кропить их святой водой, давать им с утра святой воды, лучше всего крещенской, кусочек просфоры, если перекрестите их и помолитесь за них, то с вашими детьми ничего плохого не случится.
Когда родители ребенка провожают словами: «Иди с Богом. Ангела-Хранителя тебе», Господь и Силы Небесные действительно хранят его от всякого зла, в том числе и от аморального воздействия.
***
– В некоторых учреждениях есть определенные требования к внешнему виду (обязателен макияж, деловой костюм). Женщина, может быть, и рада не краситься и одеваться более скромно, но нельзя – можно лишиться работы. Как быть?
– Если вы пострадаете за свои убеждения (вас уволят или не примут на работу), знайте, что за это исповедание ваших христианских позиций вы получите от Бога значительно больше, и ваш пример христианской жизни будет назидательным для других.
***
– Как правильно читать Библию? Для современного человека она либо не убедительна, либо не понятна.
– Для того, чтобы правильно читать Библию, необходимо начать с чтения Нового Завета. Новый Завет – более доступный и понятный.
Нужно сесть и прочитать хотя бы одно Евангелие или несколько глав из него. В Священном Писании главы небольшие – по одной-две страницы. Прочитав Святое Евангелие, можно начинать чтение всей Библии. Ветхий Завет нужно читать по две-три главы в день. Причем, Ветхий Завет предполагает в человеке владение определенными историческими знаниями. В нем многое раскрыто из жизни иудейского народа, а принципы, которыми руководствовались в древности, значительно отличаются от наших современных. Поэтому не пытайтесь с первого раза проникнуть вглубь того, что написано в Библии и даже в Евангелии. Когда вы будете читать Новый Завет в тысячный раз, тогда многое будет вам понятно. Причем, с каждым разом вы будете проникать все глубже в священный текст.
***
– Какие качества человека являются главными для спасения души?
– Главное качество для спасения души – христианское смирение, когда человек нравственно, интеллектуально, творчески превосходит окружающих людей, но этим не гордится.
Внимание – еще одно качество, которое должно быть для христианина определяющим, особенно когда он приходит в храм, чтобы молиться.
Представьте себе, что вы пришли к начальнику, от которого зависит ваше служебное положение, с важной просьбой, а сами в это время отвлеклись на болтовню с другими сотрудниками. Начальник вряд ли, видя ваше неуважение к нему, решит ваш вопрос положительно. Так и Господь отнесется к вам в случае вашего невнимания.
***
– Всегда ли нужно подавать милостыню? Даже когда видишь, что человек в нетрезвом виде и просит опохмелиться? Ведь потворствовать греху – тоже грех!
– Вопрос непростой. Самое главное в этой ситуации – обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги, вразуми, как мне правильно поступить, чтобы мне не согрешить». Некоторые священники говорят, что надо жертвовать, с рассуждением.
***
– У меня папа католик. Он умер три года назад, и я не могу в православной церкви подать за него записку. Как мне быть?
– Наша благочестивая христианская жизнь прямо отражается на всех наших родных – и живых, и усопших. И чем активнее, в меру своих сил и возможностей, мы будем вести духовную жизнь, тем она благотворнее будет отражаться на ушедших от нас. Поэтому, если мы желаем помочь кому-то из усопших, мы должны исправлять свою жизнь – давать милостыню, жить церковной жизнью, не пропускать храмовых служб без уважительной причины.
Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).
Фото: Крестный ход «Под звездой Богородицы»