в перспективе Великого поста
Ожидание Пасхи, преподобный Алексий и святой Патрик
в перспективе Великого поста
Жуков Василий
30.03.2008
Неделя третья Великого Поста называется крестопоклонной. В этот день на середину храма для поклонения, которое будет происходить в течение всей грядущей седмицы, выносится Крест Христов, перед которым многажды воспевают «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». В поучении на этот день сказано, что Крест - знамение победы Христа над смертью и адом - полагается пред очами верных в качестве утешения в «горестное время Поста».
У этого дня особая атмосфера, которая выделяет его из череды всех прочих дней Великого Поста - атмосфера радости, предвкушения, близости Дня Победы христианства над миром - Пасхи Христовой. Весь строй богослужения подчинен прославлению Креста как орудия и знамения этой победы; общую мысль сегодняшнего праздника можно выразить словами «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению». Ощущение близости Пасхи становится все более ясным от слышания текстов, предлагаемых сегодня Церковью для нашего назидания; особенно ярко об этом говорит канон праздника, в котором первые тропари посвящены Воскресению Христову. Но самым ярким свидетельством такого характера богослужения является достаточно сокровенный в настоящее время, к сожалению, момент. Тем не менее, о нем наши благочестивые предки имели самое ясное представление. В те времена, когда канон обязательно пелся за богослужением, его тропари распевались по образцу ирмоса, стоявшего в начале каждой песни канона. Для тропарей канона Недели Крестопоклонной образцами для распевания, или, как сказали бы гимнологи, самоподобнами являются ирмосы канона Святой Пасхи - всем верным известные гимны «Воскресения день...», «Приидите, пиво пием новое...», «Сей нареченный и святый день...» и другие. Об этой связи сегодняшнего дня с Пасхой Христовой, о его символизме и символизме каждого из его гимнов можно говорить бесконечно - поистине неисчерпаемая глубина смысла заложена в них.
Этот светлый день является неким водоразделом, определенной вехой на нашем пути к Воскресению Христову. Неделя Крестопоклонная - это преполовение Святой Четыредесятницы (преполовение в целом Великого Поста, состоящего, как известно, из Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы, - в среду грядущей, крестопоклонной, седмицы). На этой неделе там, где приняты определенные послабления при совершении подвигов поста, пост становится строже - ради напоминания о страданиях на Кресте Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. И если первые три седмицы поста священные песни, воспеваемые в храмах во время великопостных богослужений, говорили о покаянии, то теперь весь настрой богослужения, как сказали бы сейчас, «меняет свой вектор» - в своих текстах и гимнах с этого дня Церковь готовит нас к встрече грядущего умереть и воскреснуть нашего ради спасения Богочеловека.
У сегодняшнего дня есть еще одна небольшая особенность, дорогая верующим Хабаровской епархии. В этом году Неделя Крестопоклонная выпадает на день памяти преподобного Алексия, человека Божия. Его житие - это пример отречения от мира и всего, что в мире (1 Ин 2. 15) ради Христа и Евангелия, пример того, как уже здесь, в месте изгнания стать гражданином Отечества Небесного. Он юношей ушел из дома, от любящих родителей и молодой жены, скитался и просил милостыню, и после долгих скитаний вернулся к отчему дому, но не открылся родителям, а попросил у них пристанища. Те согласились держать у себя нищего, и дали ему местечко в сенях. Слуги его родителей постоянно оскорбляли угодника Божия, но он с радостью сносил унижения, видя в них диавольские нападки. Перед смертью он был прославлен самим первоверховным апостолом Петром, который указал Папе Римскому и императору Гонорию на него как на заступника города Рима (описываемые события происходили в Вечном городе в начале V века эры Христовой). Пришедшие к нему первоиерарх и император не застали его в живых - в руках сияющий светом небесным преставившийся угодник Христов держал в руках свиток, в котором была описана его жизнь. Тело почившего было торжественно внесено в один их храмов Рима, где от него стали происходить чудеса - по просьбе Папы и императора Гонория святой разжал руку и отдал им свиток, зачитанный тут же верующим, а подходившие для поклонения и одержимые различными недугами люди получали исцеления. В Хабаровске в честь этого великого мужа был построен храм, который во времена жесточайших гонений на веру Христову - в 20-30 годах XX века - был кафедральным собором Хабаровской епархии, в котором служили и молились святители, иереи и верные, пострадавшие за Христа в это страшное время. И поэтому сегодняшний день напоминает нам о крестном пути нашей Церкви, о подвиге «святых сродников наших», для которых уже наступила вспоминаемая нами сегодня вечная Пасха.
Также дорог сегодняшний день и для всех тех, кто сознает, что воистину во все времена в Церкви пребывает вчера, днесь и во веки тойже Христос (ср. Евр 13. 8), для тех, кем история Вселенской Церкви переживается как происходящее на наших глазах таинство домостроительства нашего спасения. В этот день православные верующие празднуют память человека, который стал одним из символов христианства для миллионов людей - память «огненного апостола», просветителя Ирландии святого Патрика. С его именем связано появление особой формы креста, «кельтской» - это крест, наложенный на круг. Когда этот истинный служитель Креста Христова спросил ирландских жрецов - друидов - о том, какому богу они поклоняются и каков его символ, они ответили: «Мы поклоняемся солнцу», и начертали его символ - круг. На это святитель ответил: «А мы поклоняемся Истинному Солнцу Правды - Христу, и Честному Кресту Его» - и начертал поверх круга-солнца Крест Христов. С этих самых пор на всех дорогах Зеленого Острова, в монастырях и городах устанавливали Крест святого Патрика, ставший символом христианского прошлого, настоящего и будущего страны. Крест этой формы можно встретить и в нашей стране: им украшали храмы городов Северной Руси - Новгорода, Пскова, Ладоги, Изборска.
Редакция нашего портала поздравляет всех своих читателей и друзей с праздником Креста Христова и Воскресения - Неделей Крестопоклонной, и предлагает для укрепления сил духовных слова дивного пастыря, святого праведного Иоанна Кронштадтского, о сегодняшнем дне.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: поучение в третью, Крестопоклонную, неделю Великого Поста.
Для облегчения подвига поста святая Церковь установила износить в самой середине поста Животворящий Крест Господень. Кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего - козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни. Вот таких-то постников да утешит изнесенный ныне для поклонения и для сердечного взирания и лобызания животворящий Крест Господень, и да облегчит их подвиг. Да не лишатся утешений его и все, не постящиеся истинным постом, и вовсе не постящиеся; да притекает каждый с верой и любовью, и да лобызает на нем Спасителя. Да научит всех с Креста Своего божественный Страдалец важной обязанности христианина - посту и умерщвлению грехолюбивой плоти нашей.
Так как Крест сам собой вызывает слово о любви, то мы ныне скажем о величии к нам Божьей любви, явленной на Кресте, чтобы возбудить в хладных сердцах христиан любовь к Богу и к жизни, достойной христианина. В самом деле, какая бездна любви Бога Творца выразилась на Кресте к твари Своей, человеку. Творец неба и земли; всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд; Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит и питает всех живых тварей, единородный Сын Бога изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в смерть человека; терпит за него страдания на Кресте самые мучительные, и смерть самую поносную - чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом небесным, как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест, и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений во аде, и от смерти второй.
Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божьей и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божью? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней.
Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения. Пострадал за нас Спаситель на Кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам, как лекарство, умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же? Таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в геенском пламени - за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее - за крест, пока Распятый на кресте еще продолжает к нам Свои милости. Аминь.
При подготовке публикации использованы материалы сайта «Православная газета»
Иллюстрации: «Православный календарь», «Православие в Украине», Официальный сайт Латвийской Православной Церкви, Русская энциклопедия «Традиция»