Хабаровск православный Журнал Православие в Якутии: Покровский женский монастырь

Православие в Якутии: Покровский женский монастырь

Монахиня Архелая

04.02.2008

– Часто приходится слышать такой вопрос: ради чего люди приходят в монастырь?

– Я думаю, что это особое Божье призвание. Можно и в миру жить, добрые дела стараться делать, ходить в храм и молиться. Но когда душа человека требует чего-то иного, высшего, Господь направляет такого человека, и он приходит в монастырь. В монастыре можно реализовать свои духовные потребности.
Я до монастыря десять лет была просто прихожанкой храма. Но у меня душа всегда всегда чего-то искала, чего-то более высокого. Чего-то она хотела, а я не могла понять. Но пришел час… Есть на это у нас духовные пастыри, они видят и правильно направляют наши искания Бога.

– Сколько времени существует православный монастырь на Якутской земле?

– Сначала был храм на улице Ушакова, в честь святителя Николая, а когда сделали капитальный ремонт в алтаре, владыка Герман освятил его в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потом по ходатайству владыки Германа к Святейшему Патриарху Алексию был образован монастырь. Так в 1996 году начал свою историю на Якутской земле Покровский женский монастырь.

– Что можно сказать о вашем монастыре в сравнении с другими?

– Сравнивать есть с чем. Я начинала свою монашескую жизнь в Рижском монастыре - первые шаги, первые десять лет, первый духовный опыт. Здесь, в Якутии, уже не казалось сложно. Хотя условий никаких не было, два или три года мы в храме на лавочках ночевали. Но мне не казалось, что это какие-то особенные трудности.
С самого начала была сестра Тамара, сегодня она инокиня Тавифа. И вот мы каждую ночь проводили в храме. Там и послушание у нас днем было - дежурство по храму, и в храме было наше место для отдыха. А утром вставали, молились, полунощницу справляли. Вскоре подошла Ксения, она совсем еще малолетняя была. Девочка очень тянулась, стремилась, у нее было желание всегда оставаться в храме, не уходить домой. Какое-то время я позволяла ей быть с нами, а когда чувствовала, что пора уже ей домой, отправляла на время. Мать Марфа пришла, мать Руфина - они местные, свои прихожанки. Их уже здесь постригали.
Однажды владыка Герман обратился к владыке Владимирскому и Суздальскому Евлогию с просьбой прислать сестер из какого-нибудь российского монастыря. Приехали две сестры, но они долго здесь не пробыли. Меньше года прожили, и я их отпустила. Здесь тяжело то, что нет духовника, и для сестер, привыкших к постоянной духовной опеке, это было очень трудно. Местные сестры не понимают, что такое духовник: священник и священник, а у тех двух сестер был духовник в Лавре. А отпускать к духовнику в Лавру и сложно, и дорого было. Конечно, я их отпустила обратно.
Позже выстроили каменный сестринский корпус, в нем был устроен домовый храм. Тогда думали, в честь какого святого освящать храм? И Господь указал: летом 2004 года привозили мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, вот в честь этих святых и освятили домовый храм. Конечно, такие события - пребывание святых мощей, новый корпус для сестер - особенно радостные в истории монастыря.

– Как человек в монастырь приходит, как появляется желание поработать Богу?

– Там, на большой земле, проще. Есть духовники, которые ведут свое чадо и видят, какого устроения у него душа, помогают определиться. А здесь за тех сестер, которые есть, уже слава Богу!
Прежде чем идти в монастырь, надо побыть прихожанином или прихожанкой. Сейчас много среди молодых тех, кто говорит «хочу в монастырь». «Хочу» - это очень мало. Надо пройти первые ступени-испытания, а не будет первых ступеней, то быстро постигнет разочарование. Монашеская жизнь начинается с послушания, надо слушаться. Всякое занятие в монастыре называется «послушанием».
В семье служат сугубо для своей семьи, а тут проверяется, насколько человек талантлив, чтобы он мог ближнему служить, помогать в чем-то. В Якутске много тех, кто идут за советом, за молитвой. Для многих святое правило - прийти, получить благословение на любое свое дело. И в этот момент надо человека поддержать. Нет такого, чтобы уйти в монастырь и жить только для себя. Монашеское служение - это служение Богу и ближнему.

– Чем занимаются сестры в монастыре?

– Храм в монастыре всегда открыт, всегда дежурит кто-то из сестер, потому что люди идут кто помолиться, кто свечку поставить, кто совета спросить. Сестра должна встречать в храме людей.
Сестры монастыря на клиросе несут послушание, просфоры выпекают. Просфоры сестры пекут и для храмов Якутска, и для районов на выездные службы. Получается большой объем. Обязательно в тесто добавляется святая вода, и сестры по время разделки просфор читают молитву, все делается с молитвой. Есть послушания и за стенами монастыря. Инокиня Руфина у нас заведует складом икон, свечей, церковной утвари. Несут сестры послушания и за ящиком и в Никольском храме, и в Преображенском соборе…
Особое послушание - это миссионерские поездки в далекие улусы на беседы, на службы. Ну и прочее, как в семье, так и в монастыре - по корпусу сестринскому, по территории дела. Только дом - он маленький, а монастырь большой - всегда и всем есть, чем заниматься. Каждая сестра своим делом занимается.

– Сколько на сегодняшний день сестер в монастыре? Много ли прихожан?

– Всего у нас одиннадцать сестер, я - двенадцатая.
Монастырский храм был первым, открытым в Якутске, и прихожане к нему привыкли. Он хоть и маленький и простенький, но есть постоянные прихожане, которые говорят: «Нам здесь очень уютно, молитвенно». Порой и посылаешь их: идите в другой храм, там архиерейская служба, более торжественная, но они идут в наш храм молиться. Вот такая особенность.
Прихожане нам много помогают: приходят, молятся, лепточку какую свою принесут, пожертвование, свечку поставят. Мы очень благодарны нашим прихожанам.

– Отличается ли чем монашеская жизнь и ее распорядок от других монастырей?

– Конечно, очень отличается. Обычно в монастыре больше сестер, и внутренняя монашеская жизнь уже более устоявшаяся. Нам в этом плане пока сложно. Тут и климат очень тяжелый. Как можем - молимся, но ведь и трудиться надо. А раз трудиться надо, то и силы надо откуда-то брать. Вот и выбираешь, сколько молиться и сколько трудиться. Можно и больше, конечно, молиться… но тогда сил не хватает.

– Матушка, расскажите что-нибудь о себе.

– О себе что можно сказать? Убогий человек. Хочется быть духовным, совершенным, но не получается. А того, чтобы здесь было тяжелей, чем где-то еще, каких-то особых трудностей я не ощущаю. У меня такие молитвенники и управители: был владыка Герман, а теперь владыка Зосима. Я верю - над нашей обителью Покров Божией Матери. Я очень благодарна своей судьбе. Слава Богу за все!

Источник публикации: »Православная Церковь в Якутии»

Фото: Липецк.RU


Общество



Ольга пишет 05.04.2013
Тема: Как попасть в женский монастырь по Хабаровскому краю?
Я хочу в монастырь,хочу в святое место,ближе к Богу! как мне попасть туда?
Ответить