Просвещение душ и телес
19.01.2008
О празднике Богоявления Господня
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф 4. 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления беседы с верующими проводили святой мученик Ипполит и святой Григорий Чудотворец. В последующие столетия, с IV по IX век, все великие отцы Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин – произносили проповеди о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую, Единосущную и Нераздельную Троицу; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал 3. 27).
Тропарь Крещению Господню, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ троическое явися поклонение,/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленного Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине,/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.
Слово на Богоявление cв. Григория Неокесарийского
Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и братство! Удостойте и ныне благосклонного вашего внимания мою беседу и, отверзши слух свой, как бы некие двери, примите слово мое и внемлите моей спасительной проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа, нисшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество богоявления или откровения Спасителя нашего прешло уже, но благодать его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца (в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак, прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со Христом, ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем жизни. Изыдем и мысленными стопами достигнем Иордана, чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении, крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам благодать крещения. Изыдем и узрим образ нашего возрождения, который напечатлелся в сих водах.
Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него (Мф 3. 13). Какая кротость и смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь приходит ко Иоанну – Своему Предтече, не будучи окружен воинством ангельским и не предпосылая пред Собою вестников, т. е. бестелесных сил, но подобно простому и обыкновенному воину Он приходит к собственному Своему воину, приступает к нему, как бы кто-нибудь из среды простого народа, в числе пленников обретается Искупитель их и Судия, к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, который ради заблудшей овцы нисшел с неба и между тем не оставил неба, с плевелами смешалась небесная пшеница, произросшая без человеческого семени. Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это действительно Тот самый, Которого он исповедал и почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней утробе. Иоанн сказал Ему: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне (Мф 3. 14)? Что делаешь Ты, Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего наравне с рабами от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды? Для чего Ты меня, Твоего раба, подавляешь столь великим снисхождением и смирением? Аз требую тобою креститися, но Ты не имеешь нужды креститься от меня. Меньшее благословляется от большего и сильнейшего, а не большее благословляется и освящается от меньшего. Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника. Глина получает образование от скудельника, а не скудельник от глины. Тварь обновляется Творцом, а не Творец управляется тварию. Больной врачуется от врача, а не врач принимает наставления от больного. Бедный берет взаим у богатого, а не богатый у бедного. В подобном же роде объясняется и далее речь Крестителя и обращения его к Спасителю в тоне недоумения и благоговения пред Ним, как истинным богочеловеком, Творцом неба и земли.
Но Иисус в ответ сказал Иоанну: остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф 3. 15). Остави ныне: умолкни, о, Креститель! И дай действовать Мне. Научись желать того, чего желаю Я. Научись послужить Мне в том, к чему Я обязываю тебя, и не углубляйся чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. Остави ныне. Не проповедуй еще о Моем божестве, не возвещай еще твоими устами Моего царства, дабы тиран, узнав о сем, не оставил своего намерения, которое он принял против Меня. Позволь диаволу приступить ко Мне так же, как он приступает к простому человеку, позволь ему сразиться со Мною, дабы он мог получить себе должную язву. Дай Мне исполнить Мое намерение и желание, для которого Я пришел на землю. Таинство и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания уязвленных. Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные. Остави ныне. Когда увидишь, что Я, как Бог, буду действовать в Своих творениях по Своему произволению, тогда прославь то, что уже совершено. Когда увидишь, что Я очищаю прокаженных, то проповедуй обо Мне, как о Творце природы. Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Я законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно положить конец ветхому завету, и потом уже проповедовать новый, начертать его на сердцах человеческих, скрепить Моею кровию и запечатлеть Моим духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, претерпеть в этом естестве все, что только оно может претерпеть, Моими страданиями уврачевать страдания других и древом исцелить ту язву, которая нанесена людям посредством древа. Крести Меня, Который водою, Духом и огнем имею крестить верующих водою, которая может омыть греховные нечистоты Духом, который может соделать земных духовными огнем, который может попалить терние беззаконий.
Выслушав сие, Креститель, обратив внимание на цель спасения и уразумев таинство, покорился божественному велению (ибо он был вместе и благочестив и послушен, и простерши с радостию и трепетом свою десницу, крестил Господа. Когда же иудеи, стоявшие вблизи и в отдалении, помышляли и говорили сами с собою: разве мы напрасно думали, что Иоанн более и совершеннее Иисуса? Разве мы несправедливо полагали, что первый важнее последнего! Не свидетельствует ли самое крещение Крестителево, что сей: более того? Не крещает, ли Его сей, как превосходнейший Его? а Тот не крещается ли от сего, как низший! Когда таким образом размышляли сами с собою люди, не понимавшие таинства смотрения Божия! Тогда Тот, Кто един есть Господь и по существу Отец Единородного, кто един подлинно и совершенно знал Того, Которого родил един без страдания и возмущения, Сам, говорю, Отец исправляя ложное мнение иудеев, отверз врата небесные и ниспослал на главу Иисуса Духа Святого в виде голубя, как бы перстом указуя нового Ноя и Творца Ноева и мудрого кормчего для естества, подвергающегося опасности кораблекрушения, и Сам возгласил с неба, ясно говоря: сей есть Сын мой возлюбленный (Мф 3.17), Сей – Иисус, а не Иоанн, Тот, Кто крестился, а не тот, кто крестил! Тот, Кто родился из Меня прежде всех времен, а не тот, кто родился от Захарии! Тот, Кто по плоти родился от Марии, а не тот, что произошел от Елисаветы, сверх ее ожидания! Тот, Кто не нарушив девства и без всякого человеческого участия произрос, как плод, а не тот, кто разрешив неплодство, произрос, как отрасль. Тот, Кто обращался с вами, а не тот, кто воспитывался в пустыне. Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих. Сын Единосущный, а не другого естества, Единосущный Мне потому, чего вы не можете видеть, и Единосущный вам потому, что вы видите, кроме греха. Это Тот, Который вместе со Мною сотворил человека. Сей есть Сын мой возлюбленный о немже благоволих. Не иной есть Сын Мой и иной Сын Марии, но Сей Самый есть Сын Мой возлюбленный, Который зрится очами и постигается умом. Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих, того послушайте. Если Он скажет: Аз и Отец едино есма (Ин 10. 30), слушайте. Если Он скажет: видевый мене, виде Отца (Ин 14. 9), слушайте Его. Если Он скажет: пославый мя болий мене есть (Ин 14. 28), покоряйтесь Его слову. Если Он вопросит: кого мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго? Вы отвечайте Ему: ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16. 13,16).
Когда услышаны были с неба такие слова, то род человеческий просветился и узнал различие между Творцем и тварию, между царем и воином, между художником и его произведением и, утвердившись в вере, люди посредством Иоаннова крещения пришли к Тому, Кто крестил Духом и огнем, т. е. ко Христу, истинному Богу нашему, с Которым Отцу вместе со Пресвятым и Животворящим Духом да будет слава ныне и всегда во веки веков. Аминь.
При подготовке к публикации использованы материалы сайтов «Православие.RU» и «Библиотека святоотеческой литературы»