Семья и дети

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

12.02.2008

ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ

Для начала давайте вспомним, каким образом и с какой целью Господь сотворил человека. В первых главах Библии, в Книге Бытия, написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу На­шему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небес­ными, и над скотом, и над всею землей, и над всеми гадами, пре­смыкающимися по земле. И со­творил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; мужчину и женщину со­творил их. И благословил их Бог, и сказал Бог: плодитесь и размно­жайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над пти­цами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1. 26-28). Вот цель, с которой Господь сотворил чело­века.

Как сказано в Библии, Господь сотворил все «добро зело», то есть настолько хорошо, гармо­нично, что Он захотел разделить эту радость с человеком, в кото­ром, как в Божием творении, тоже все было совершенно. Не случайно Святая Церковь назы­вает человека венцом Творения.

Когда Господь творил человека, Он решил дать ему помощницу. Вот как говорит Господь о сотво­рении жены: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку од­ному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех жи­вотных полевых и всех птиц не­бесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек вся­кую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для че­ловека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взя­того у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и приле­пится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 18-25).

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Адам и Ева были созданы на­столько совершенными, что все сотворенное подчинялось этим первым людям. Господь даровал полную свободу человеку. Един­ственное ограничение, которое Он установил – не вкушать от древа познания добра и зла. Гос­подь, как сердцеведец, знал, что произойдет грехопадение, что люди не удержатся в соблюдении Его заповеди и навлекут на себя соответствующее наказание. Вот как описывается грехопадение Адама и Евы: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых со­здал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог – не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: пло­ды с дерев мы можем есть, толь­ко плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы буде­те, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно при­ятно для глаз и вожделенно, пото­му что дает знание; и взяла пло­дов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись гла­за у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам], где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни тво­ей; и вражду положу между то­бою и между женою, и между се­менем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в го­лову, а ты будешь жалить ее в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности тво­ей; в болезни будешь рождать де­тей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою тра­вою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишь­ся в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишь­ся. И нарек Адам имя жене сво­ей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из ко­торой он взят (Быт 3. 1-23).

В этом отрывке боговдохновенный пророк Моисей показывает, как первые родители Адам и Ева пытались снять с себя вину не­послушания, заключающуюся в нарушении запрета вкушать от дерева познания добра и зла. Адам сослался на Еву, которую дал ему Бог. И Адам упрекал Господа этим. Ева сказала, что ее обольстил змей, и она тоже не виновата. Как мы видим, грех появился сразу же, как только был сорван запретный плод, то есть сле­дом за непослушанием.

ГРЕХ – В НАСЛЕДСТВО

Затем, по Библии, от пер­вых родителей рождаются дети. И грех, который со­вершили Адам и Ева, начи­нает сказываться на их по­томках. Вот как об этом по­вествуется в Священном Писании: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила бра­та его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Спустя несколько време­ни, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поник­ло лице его. И сказал Господь Ка­ину: почему ты огорчился? и от­чего поникло лице твое? если де­лаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доб­рого, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господ­ствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата сво­его, и убил его (Быт 4. 1-8).

Братоубийство – первый плод преступления заповеди Господ­ней.

Далее читаем: И сказал Гос­подь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сто­рож брату моему? И сказал [Гос­подь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и ски­тальцем на земле (Быт 4. 9-12).

Грех, как учит Библия, не про­сто приносит зло. Он сказывает­ся на потомстве, потому что пере­дается генетически.

СЕМЬЯ – МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ

Теперь перейдем к Новому За­вету. Как Новозаветная Церковь говорит нам о браке?

Попробуем сравнить. В Ветхом Завете Господь еще в раю поста­вил Адама главою семейства, по­велел жене повиноваться мужу. В Новом Завете Апостол Павел в по­слании к ефесянам пишет: Жены, повинуйтесь своим му­жьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, и Он же Спа­ситель тела. Но как Церковь пови­нуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф 5. 22-24).

А вот что говорит Апостол о му­жьях по отношению к женам: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освя­тить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы пред­ставить ее Себе славною Церко­вью, не имеющею пятна, и поро­ка, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непороч­на. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любя­щий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но пи­тает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я гово­рю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как само­го себя; а жена да боится своего мужа (Еф 5. 25-33).

Вот идеальный образ се­мьи, который каждый хрис­тианин призван воплотить в своей жизни.

Далее Апостол Павел гово­рит о детях: Дети, повинуй­тесь своим родителям в Гос­поде, ибо сего требует спра­ведливость. Почитай отца твоего и мать, это первая за­поведь с обетованием: да бу­дет тебе благо и будешь дол­голетен на земле (Еф 6. 1-3).

Вы помните десять Запове­дей Господних? За исполне­ние девяти из них Господь ничего не обещает. Един­ственная, пятая, заповедь о родителях – с обетованием, то есть с обещанием: Почи­тай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20. 12). Не случайно первое чудо Господь совершил в Кане Галилейской, когда Он был призван на свадебный пир. Здесь Церковь видит особое попечение Господа о браке: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них . Иисус говорит Ей: Что Мне и Тебе Жжено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин 2. 1-11).

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

К сожалению, современное об­щество отступило от патриар­хальных норм и обычаев. Вместо проверенных многовековым опытом традиций оно принимает новые, совершенно чуждые для русского человека, для граждани­на России, обычаи, в том числе – касающиеся супругов и семей­ной жизни.

Мы знаем, что раньше были традиционными большие семьи. В них насчитывалось от семи до четырнадцати детей. Причем тогда не было детских садов. Главными воспитателями и учи­телями для них были родители. Этот способ воспитания детей се­годня исчез, и это печально. Те­перь мы надеемся, что ясли, в последующем – детский сад, школа, вуз воспитают и интел­лектуально образуют наших де­тей. Погруженные в житейскую суету, мы все силы отдаем на приобретение хлеба насущного, и теряем своих детей. Компью­тер, машины, игровые автоматы стали уделом современных детей. Все это приносит соответствую­щие плоды. Наши дети отходят от ценностей, которыми жили мно­го веков наши предки,

Сегодня мы видим, как образо­вание превращается в простое обучение определенной профес­сии. Главная составляющая обра­зования – воспитание – отсут­ствует совершенно или присут­ствует в недостаточной степени. Как же поправить бедственное положение, в котором мы нахо­димся?

Люди, называющие себя православными, должны знать, что воспитание начинается с того момента, когда женщина носит дитя в утробе. Так учат святые отцы. Матери нужно помнить, что все ее действия прямо отражаются на ее будущем ребенке, а значит, она должна беречься от всего греховного.

Был такой случай. Одна женщина родила ребенка. Через восемь дней она пришла к преподобному Макарию Великому, и спросила его: «Отче, восемь дней назад я родила ребенка. Когда мне начинать его воспитывать?» Он ответил: «На восемь дней ты уже опоздала».

Некоторые говорят: «Чему я могу научить своего ребенка? Я работаю у станка весь день. Я могу дать ему только элементарные понятия и не больше». Т.е. люди боятся своей малограмотности и поэтому не занимаются с детьми. Но на самом деле, как правило, здесь проявляется наша леностью Вот пришел отец вечером с работы, включил телевизор, а ребенок подходит и задает вопросы. Папа отвечает: «Отстань, я устал, иди к маме». А мама тоже от ребенка отмахивается, ссылаясь на усталость или занятость.

Без отеческого и материнского участия в воспитании детей мы никогда не сможем вырастить достойную смену. Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что государственные воспитатели и частные няни не воспитают за нас наших детей.

БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЧИТ ХУЖЕ

Еще одна распространенная ошибка нашего времени: люди думают, что воспитанием детей в большой семье заниматься очень трудно. Но в действительности в многодетных семьях воспитывать детей легче, потому что старшие дети, наряду с родителями, участвуют в воспитании младших братьев и сестер.

Основная причина, которая не дает нам воспитывать детей – наша лень.

Другая болезнь нашего времени – аборты. Часто женщины, особенно невоцерковленные, оправдываются: «Зачем я буду плодить нищету? Я одного-то не могу воспитать, а если у меня будет 5-7 детей, то и говорить нечего». Рассуждения, вроде бы, логически правильные. Но на самом деле, маловерие или неверие затмевают человеку разум.

Господь ясно сказал: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт 1. 28). Это заповедь, за исполнение которой Господь дает все необходимое для жизни и воспитания детей. Никогда не случалось, чтобы благочестивые православные люди, у которых было по несколько детей, оставались без куска хлеба, без самого необходимого.

Многие сегодня работают не покладая рук, боясь прихода не­коего «черного дня». А святые отцы говорят: «Не заботься о черном дне – и его никогда не будет».

Сам Господь Иисус Христос учит: ... Ищите Царствия Божия и это все приложится вам (Лк 12. 31). Мы же, по маловерию своему, и детей не рожаем, ле­нимся, и забываем их воспиты­вать, потому что все силы отдаем работе.

Различными искушениями и проблемами наполнена наша жизнь. Но с Божьей помощью, любя друг друга, рожая и воспи­тывая детей, – а дети являются объединяющим началом, и чем их больше, тем лучше, – все трудности можно преодолеть. И если есть любовь к детям, супру­гу, то к ней все приложится. Бу­дет любовь – Господь даст и опытность.

Чтобы правильно воспитать де­тей, нужно самим быть воцерковленными людьми. От родителей-христиан рождаются дети с соот­ветствующими задатками. Уже в детском саду они будут иметь ду­ховное основание, которое не даст им нравственно и духовно заблудиться в жизни.

Дети должны воцерковляться с пеленок. Мне отрадно видеть, что в нашем храме много детей, кото­рых причащают заботливые ро­дители. Это добрый залог того, что у нашей епархии, у нашей об­ласти есть надежда на нормаль­ное будущее. Ведь, воцерковля-ясь, дети становятся духовно стойкими к современным соблаз­нам.

***

– Я опекун. У меня на воспи­тании несовершеннолетняя внучка-сирота. Я не смогу с ней справиться: характер у нее тя­желый. Помогать мне совсем не хочет. Может быть, отдать ее в детдом и там ее перевоспитают?

– Человека, который уже сформировался, перевоспитать очень сложно. Ведь человек – как деревце: если оно молодое, его можно нагнуть в любую сто­рону, а когда оно станет взрос­лым, сгибая, его можно сломать. Поэтому надо поступать соразмерно возрасту подростка. Но как верующий человек, вы долж­ны, в первую очередь, обращать­ся к Богу, чтобы Господь способ­ствовал переменам в ребенке. Возможно, нужно будет время, чтобы подросток «созрел» для со­ответствующих перемен. И вы не должны пассивно ждать: пытай­тесь найти подход к вашей внуч­ке, не отказывайтесь от участия в ее воспитании.

***

– Должен ли ребенок соблю­дать посты наравне со взрослыми?

– Конечно, нет. Надо помнить, что у ребенка молодой, развива­ющийся организм. Если духовно и физически ваш ребенок готов к соблюдению поста, он может, как и вы, не есть мясных, молоч­ных, даже рыбных блюд, но вы при этом обязаны позаботиться о том, чтобы необходимое для рос­та количество калорий, белков, углеводов, витаминов и других веществ он получал.

***

– Что делать, если ребенок был воцерковлен, но вдруг пере­стал поститься, молиться и хо­дить в храм?

– Надо за такого ребенка мо­литься. Еще нужно хорошо поду­мать, почему так случилось. Воз­можно, ребенок сам объяснит вам причину своего нежелания ходить в храм, если вы отнесе­тесь к нему с вниманием и любо­вью. Попробуйте действовать без упреков и принуждения. Поста­райтесь объяснить ребенку, что на его успехи в учебе и его отно­шения со сверстниками влияет его отношение к Богу, к Церкви. А главное – пусть он почувству­ет, что вы беспокоитесь за него, потому что его любите. По вашим родительским молитвам и любви Господь обязательно поможет вам и вашему ребенку.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Фото: Официальный сайт Читинской и Забайкальской епархии


Церковь, Богословие