Семья и дети
Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий12.02.2008
ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ
Для начала давайте вспомним, каким образом и с какой целью Господь сотворил человека. В первых главах Библии, в Книге Бытия, написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1. 26-28). Вот цель, с которой Господь сотворил человека.
Как сказано в Библии, Господь сотворил все «добро зело», то есть настолько хорошо, гармонично, что Он захотел разделить эту радость с человеком, в котором, как в Божием творении, тоже все было совершенно. Не случайно Святая Церковь называет человека венцом Творения.
Когда Господь творил человека, Он решил дать ему помощницу. Вот как говорит Господь о сотворении жены: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 18-25).
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
Адам и Ева были созданы настолько совершенными, что все сотворенное подчинялось этим первым людям. Господь даровал полную свободу человеку. Единственное ограничение, которое Он установил – не вкушать от древа познания добра и зла. Господь, как сердцеведец, знал, что произойдет грехопадение, что люди не удержатся в соблюдении Его заповеди и навлекут на себя соответствующее наказание. Вот как описывается грехопадение Адама и Евы: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог – не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам], где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить ее в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят (Быт 3. 1-23).
В этом отрывке боговдохновенный пророк Моисей показывает, как первые родители Адам и Ева пытались снять с себя вину непослушания, заключающуюся в нарушении запрета вкушать от дерева познания добра и зла. Адам сослался на Еву, которую дал ему Бог. И Адам упрекал Господа этим. Ева сказала, что ее обольстил змей, и она тоже не виновата. Как мы видим, грех появился сразу же, как только был сорван запретный плод, то есть следом за непослушанием.
ГРЕХ – В НАСЛЕДСТВО
Затем, по Библии, от первых родителей рождаются дети. И грех, который совершили Адам и Ева, начинает сказываться на их потомках. Вот как об этом повествуется в Священном Писании: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт 4. 1-8).
Братоубийство – первый плод преступления заповеди Господней.
Далее читаем: И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт 4. 9-12).
Грех, как учит Библия, не просто приносит зло. Он сказывается на потомстве, потому что передается генетически.
СЕМЬЯ – МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Теперь перейдем к Новому Завету. Как Новозаветная Церковь говорит нам о браке?
Попробуем сравнить. В Ветхом Завете Господь еще в раю поставил Адама главою семейства, повелел жене повиноваться мужу. В Новом Завете Апостол Павел в послании к ефесянам пишет: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф 5. 22-24).
А вот что говорит Апостол о мужьях по отношению к женам: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, и порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф 5. 25-33).
Вот идеальный образ семьи, который каждый христианин призван воплотить в своей жизни.
Далее Апостол Павел говорит о детях: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо и будешь долголетен на земле (Еф 6. 1-3).
Вы помните десять Заповедей Господних? За исполнение девяти из них Господь ничего не обещает. Единственная, пятая, заповедь о родителях – с обетованием, то есть с обещанием: Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20. 12). Не случайно первое чудо Господь совершил в Кане Галилейской, когда Он был призван на свадебный пир. Здесь Церковь видит особое попечение Господа о браке: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них . Иисус говорит Ей: Что Мне и Тебе Жжено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин 2. 1-11).
О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
К сожалению, современное общество отступило от патриархальных норм и обычаев. Вместо проверенных многовековым опытом традиций оно принимает новые, совершенно чуждые для русского человека, для гражданина России, обычаи, в том числе – касающиеся супругов и семейной жизни.
Мы знаем, что раньше были традиционными большие семьи. В них насчитывалось от семи до четырнадцати детей. Причем тогда не было детских садов. Главными воспитателями и учителями для них были родители. Этот способ воспитания детей сегодня исчез, и это печально. Теперь мы надеемся, что ясли, в последующем – детский сад, школа, вуз воспитают и интеллектуально образуют наших детей. Погруженные в житейскую суету, мы все силы отдаем на приобретение хлеба насущного, и теряем своих детей. Компьютер, машины, игровые автоматы стали уделом современных детей. Все это приносит соответствующие плоды. Наши дети отходят от ценностей, которыми жили много веков наши предки,
Сегодня мы видим, как образование превращается в простое обучение определенной профессии. Главная составляющая образования – воспитание – отсутствует совершенно или присутствует в недостаточной степени. Как же поправить бедственное положение, в котором мы находимся?
Люди, называющие себя православными, должны знать, что воспитание начинается с того момента, когда женщина носит дитя в утробе. Так учат святые отцы. Матери нужно помнить, что все ее действия прямо отражаются на ее будущем ребенке, а значит, она должна беречься от всего греховного.
Был такой случай. Одна женщина родила ребенка. Через восемь дней она пришла к преподобному Макарию Великому, и спросила его: «Отче, восемь дней назад я родила ребенка. Когда мне начинать его воспитывать?» Он ответил: «На восемь дней ты уже опоздала».
Некоторые говорят: «Чему я могу научить своего ребенка? Я работаю у станка весь день. Я могу дать ему только элементарные понятия и не больше». Т.е. люди боятся своей малограмотности и поэтому не занимаются с детьми. Но на самом деле, как правило, здесь проявляется наша леностью Вот пришел отец вечером с работы, включил телевизор, а ребенок подходит и задает вопросы. Папа отвечает: «Отстань, я устал, иди к маме». А мама тоже от ребенка отмахивается, ссылаясь на усталость или занятость.
Без отеческого и материнского участия в воспитании детей мы никогда не сможем вырастить достойную смену. Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что государственные воспитатели и частные няни не воспитают за нас наших детей.
БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЧИТ ХУЖЕ
Еще одна распространенная ошибка нашего времени: люди думают, что воспитанием детей в большой семье заниматься очень трудно. Но в действительности в многодетных семьях воспитывать детей легче, потому что старшие дети, наряду с родителями, участвуют в воспитании младших братьев и сестер.
Основная причина, которая не дает нам воспитывать детей – наша лень.
Другая болезнь нашего времени – аборты. Часто женщины, особенно невоцерковленные, оправдываются: «Зачем я буду плодить нищету? Я одного-то не могу воспитать, а если у меня будет 5-7 детей, то и говорить нечего». Рассуждения, вроде бы, логически правильные. Но на самом деле, маловерие или неверие затмевают человеку разум.
Господь ясно сказал: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт 1. 28). Это заповедь, за исполнение которой Господь дает все необходимое для жизни и воспитания детей. Никогда не случалось, чтобы благочестивые православные люди, у которых было по несколько детей, оставались без куска хлеба, без самого необходимого.
Многие сегодня работают не покладая рук, боясь прихода некоего «черного дня». А святые отцы говорят: «Не заботься о черном дне – и его никогда не будет».
Сам Господь Иисус Христос учит: ... Ищите Царствия Божия и это все приложится вам (Лк 12. 31). Мы же, по маловерию своему, и детей не рожаем, ленимся, и забываем их воспитывать, потому что все силы отдаем работе.
Различными искушениями и проблемами наполнена наша жизнь. Но с Божьей помощью, любя друг друга, рожая и воспитывая детей, – а дети являются объединяющим началом, и чем их больше, тем лучше, – все трудности можно преодолеть. И если есть любовь к детям, супругу, то к ней все приложится. Будет любовь – Господь даст и опытность.
Чтобы правильно воспитать детей, нужно самим быть воцерковленными людьми. От родителей-христиан рождаются дети с соответствующими задатками. Уже в детском саду они будут иметь духовное основание, которое не даст им нравственно и духовно заблудиться в жизни.
Дети должны воцерковляться с пеленок. Мне отрадно видеть, что в нашем храме много детей, которых причащают заботливые родители. Это добрый залог того, что у нашей епархии, у нашей области есть надежда на нормальное будущее. Ведь, воцерковля-ясь, дети становятся духовно стойкими к современным соблазнам.
***
– Я опекун. У меня на воспитании несовершеннолетняя внучка-сирота. Я не смогу с ней справиться: характер у нее тяжелый. Помогать мне совсем не хочет. Может быть, отдать ее в детдом и там ее перевоспитают?
– Человека, который уже сформировался, перевоспитать очень сложно. Ведь человек – как деревце: если оно молодое, его можно нагнуть в любую сторону, а когда оно станет взрослым, сгибая, его можно сломать. Поэтому надо поступать соразмерно возрасту подростка. Но как верующий человек, вы должны, в первую очередь, обращаться к Богу, чтобы Господь способствовал переменам в ребенке. Возможно, нужно будет время, чтобы подросток «созрел» для соответствующих перемен. И вы не должны пассивно ждать: пытайтесь найти подход к вашей внучке, не отказывайтесь от участия в ее воспитании.
***
– Должен ли ребенок соблюдать посты наравне со взрослыми?
– Конечно, нет. Надо помнить, что у ребенка молодой, развивающийся организм. Если духовно и физически ваш ребенок готов к соблюдению поста, он может, как и вы, не есть мясных, молочных, даже рыбных блюд, но вы при этом обязаны позаботиться о том, чтобы необходимое для роста количество калорий, белков, углеводов, витаминов и других веществ он получал.
***
– Что делать, если ребенок был воцерковлен, но вдруг перестал поститься, молиться и ходить в храм?
– Надо за такого ребенка молиться. Еще нужно хорошо подумать, почему так случилось. Возможно, ребенок сам объяснит вам причину своего нежелания ходить в храм, если вы отнесетесь к нему с вниманием и любовью. Попробуйте действовать без упреков и принуждения. Постарайтесь объяснить ребенку, что на его успехи в учебе и его отношения со сверстниками влияет его отношение к Богу, к Церкви. А главное – пусть он почувствует, что вы беспокоитесь за него, потому что его любите. По вашим родительским молитвам и любви Господь обязательно поможет вам и вашему ребенку.
Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).
Фото: Официальный сайт Читинской и Забайкальской епархии