Хабаровск православный Журнал Святитель Иннокентий Московский, просветитель Дальнего Востока, Америки и Аляски

Святитель Иннокентий Московский, просветитель Дальнего Востока, Америки и Аляски

Архимандрит Закхей (Вуд)

06.10.2007

Речь, произнесенная на торжественном собрании, посвященном празднованию памяти небесного покровителя Хабаровской духовной семинарии, святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Дальнего Востока и Северной Америки (6 октября 2007 года).

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, учащие и учащиеся!

Возможность сегодняшнего выступления для меня – особая честь, ибо я могу сказать о великом иерархе и подвижнике Церкви Христовой, о святителе Иннокентии, митрополите Московском, который зримо являет в своем служении единство русского и американского Православия. Позвольте мне, как представителю Православной Церкви Америки, предложить благосклонному вниманию высокого собрания взгляд на личность и труды святителя Иннокентия с американского континента, который в данном случае по праву может именоваться взглядом с Востока. Как известно, миссионерский путь святителя Иннокентия пролегал через Сибирь до берегов Камчатки и Аляски, откуда, после десятилетий апостольского служения, он был призван на высокое служение митрополита Московского, фактически Первоиерарха Русской Церкви, предвосхищая этим путь другого великого сына Русской Церкви – Патриарха и исповедника Тихона, который также начал свое церковное служение в Америке.

История христианской миссии свидетельствует о том, что она была успешной там, где учитывалась культура и традиции тех, к кому она была обращена. Это издревле отличало православную миссию; просвещение всех народов православного мира совершалось, как правило, на их родном языке, примером чему могут служить труды св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это не только облегчало просвещаемым народам восприятие благовестия Христова, но часто полагало христианское начало их национальной культуре, освящало ее. Святитель Иннокентий, взращенный на благодатной ниве, засеянной еще равноапостольными братьями, явил миру пример истинного следования по пути, указанному ими. В своем апостольском служении коренным народам Дальнего Востока и Аляски он бережно сохранял их самобытную культуру, которая теперь известна нам, прежде всего, благодаря его научным трудам.

Апостольский подвиг святителя Иннокентия принадлежит не только церковной истории, он являет нам путь апостольского свидетельства современности, путь миссии в современном мире. Подобно тому как некогда он подъял огромный труд изучения и понимания окружавшего его нехристианского мира, так же и мы, живущие в современности, подчас не менее далекой от Христа, должны пытаться понять ее, научиться говорить с ней на понятном ей языке, учитывать ее самобытность. Лишь если мы будем готовы понять этот мир, лишь если мы будем готовы пройти по пути святителя Иннокентия и приблизить вечные истины евангельского благовестия к нуждам современности, лишь тогда сей мир откроет Христу свое сердце и произрастит обильный плод на Его ниве.

Сей плод мог произрасти только из любви, свидетельством которой было все служение святителя Иннокентия. При чтении его писем, исследований жизни местного населения восхищение вызывает его искренняя любовь ко всем, лишенная какого-либо высокомерия, исполненная неподдельным уважением к тому доброму, что он видел. Не могу не процитировать строки из его письма святителю Филарету о своем общении с местными жителями: «Чем более знакомлюсь я ..., тем более люблю их и тем более убеждаюсь, что мы, с нашим просвещением, далеко, далеко уклонились от пути к совершенству, почти не замечая того; ибо многие, так называемые дикие гораздо лучше многих так называемых просвещенных в нравственном отношении» (с.203). Такая христианская любовь, сила которой стяжала ко стаду Христову столь многих, остается и для нас подлинным указанием пути в Царствие Небесное.

Его любовь была самоотверженной и, что очень важно, деятельной. Святитель Иннокентий был не только проповедником и пастырем, он строил, врачевал, обучал грамоте, помогал обездоленным, и его проповедь стала успешной только потому, что его вера всегда выражалась в делах. Эта взаимосвязь становится особенно актуальной в современной церковной жизни, когда христианское свидетельство выражается, прежде всего, в христианских делах, в том, что мы сейчас именуем социальным служением Церкви. Начало этому служению на Дальнем Востоке и на Аляске положил св.Иннокентий, явивший пример отвержения себя ради служения ближнему.

В качестве примера самоотверженности, мудрости и любви угодника Божия, приведу случая, произошедший с ним 21 июня 1855 года на Дальнем Востоке в порту Аян. В это время продолжалась крымская война и на Дальнем Востоке английский флот всячески досаждал России. В частности, был захвачен незащищенный порт Аян, но поскольку жители узнали о намерении англичан заранее, то они его покинули и захватчикам не удалось чем-либо поживиться, так что вскоре английский военный фрегат снова ушел в море. Святитель Иннокентий прибыл в этот порт, но вскоре и англичане неожиданно решили навестить это место. Выйдя на берег, они с удивлением узнали, что здесь находится русский архиерей. Не застав его в доме, они направились в церковь. С шумом и криками они ввалились в храм и остолбенели, ибо увидели молящегося на коленях архипастыря. Святитель не на секунду не прекратил молитву и тем самым заставил англичан дожидаться окончания молебна. Как он потом сам вспоминал: «Если бы знали англичане, о чем я молился тогда, то наверное тут же растерзали меня». Ибо он совершал молебен о победе русского оружия. После молебна один из офицеров, как бы извиняясь, стал говорить, что они вынуждены взять свт. Иннокентия в плен. В ответ он рассмеялся и сказал, что он человек не военный, пожилой, толку от него им никакого, а только лишние расходы. «Лучше пойдем ко мне попьем чаю», – предложил он. Англичане еще раз удивились, но согласились. Во время чаепития они признались, что уже содержат в плену одного православного священника. Духоносный архипастырь Иннокентий настолько сильно произвел на них впечатления свей любовью и мудростью, что они не только отказались от своих намерений брать его в плен, но еще и согласились освободить заключенного священника и вскоре снова покинули порт, не причинив ему какого-либо ущерба. Так без единого выстрела, но своей молитвой и призыванием имени Божия, святитель Иннокентий одержал победу в противостоянии с вооруженными людьми.

Любовь святителя Иннокентия была связующей, она являет пример вселенского призвания Православия, которое объединяет отдельных людей, целые народы, культуры, сохраняя и приумножая их самобытность. Личность святителя Иннокентия соединяет в себе очень многое: тысячелетний духовный опыт русского православия и сердечную веру новообращенных, проповедь слова Божия на дальних окраинах Российской империи и предстоятельское служение в ее столице. Все это органично соединяет в себе св. Иннокентий, всей своей жизнью утверждая силу истинной веры Христовой, призванной объединить мир Божий вокруг Христа.

Мы, живущие в распадающемся мире, мире, обуреваемом рознью, имеем перед собой, по милости Господа, образ святого человека, преодолевшего эту рознь. Для нас его служение есть символ единения вокруг Христа, ибо оно единственно способно преодолеть то разделение людей, которым так трагически больна современность. Это единство для нас являет себя в единстве православного мира, засвидетельствованного святителем Иннокентием, святителем равно русским и американским, символизирующим то православное единство, к которому мы призваны стремиться по заповеди Христовой.


Церковь, Миссия