Валеология – угроза российской педагогики XXI века
Иванишко Игорь21.04.2007
На сегодняшний день существует реальная опасность проникновения в образовательный процесс опасных оккультных учений и практик. Серьезную обеспокоенность среди специалистов вызывает тот факт, что учебный материал насыщается вероучительными положениями новых нетрадиционных религиозных культов. Данные вероучительные положения, носящие, как правило, мистический характер, преподносятся в качестве научно обоснованных и не требующих критического отношения к ним со стороны обучающихся.
Проблему проникновения в науку и учебные дисциплины религиозных учений и практик рассмотрим на примере валеологии, который является наиболее показательным в интересующем нас вопросе.
В практике современного российского образования в различных его звеньях появился новый предмет «валеология», который определяет себя в качестве науки о здоровье и здоровом образе жизни. Его введение, по мнению самих валеологов, обусловлено возникшей в настоящее время необходимостью защиты детей от влияния неблагополучной экологической среды, информационных перегрузок и некоторых других факторов, ведущих к ухудшению физического и психического здоровья, к нервным стрессам и отрицательным эмоциям.
К сожалению, под видом валеологии в российских учебных заведениях распространяются опасные оккультные учения, имеющие разрушающее воздействие на современное общество. Об этом предупреждают, давая резко отрицательную оценку подобным учебным материалам, содержащимся в курсе валеологии, представители самых различных областей знания: педагогики, медицины, юриспруденции.
Так, М.П. Стурова, доктор педагогических наук, профессор академии МВД, юрист, считает, что подобные программы «нацелены на разрушение менталитета русского народа, на лишение нас духовности, а тем самым и будущего России»[1]. Доктор медицинских наук Р.Я. Татаринцева оценивает программы по валеологии как варварское вторжение в здоровье и душу ребенка[2]. По мнению профессора Медицинской академии имени И.М. Сеченова Александра Недоступа: «Над детьми проводятся оккультные эксперименты, под маской валеологии скрывается «накачка» учащихся сомнительной энергией»[3]. А, по мнению доктора медицинских наук Виктора Остроглазова, руководителя отделения острых психосоматических расстройств НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, «все это доступно пониманию психопатолога, а не как не детей средней школы, на разрушение сознания которых нацелен данный курс». Действительно, как отмечают многие отечественные специалисты, подобные курсы, насыщенные оккультными учениями и практиками, наносят серьезный вред детскому здоровью, травмируют психику ребенка.
Учебные программы по валеологии содержат в достаточно большом объеме положения оккультного мистицизма, теософии, антропософии, Агни-Йоги, Крита-Йоги, дианетики. Авторы большинства учебников по валеологии вводят читателя в мир оккультных представлений о строении мира, знакомят их с элементами хиромантии, рассматривают положения теософии, повествуют о психической энергии и биополе.
Среди вполне научных рассуждений, например, о строении сердца и кровеносной системы, о природе сна, неожиданным диссонансом начинают звучать следующие фрагменты: «Наша планета, как и всякая другая, состоит из трёх миров» - Мира Плотного, мира Тонкого, Мира Огненного; «Сон - это воспоминание о путешествиях в Тонкий Мир»[4]. Или, например, школьникам предлагается «вечерняя молитва», обращенная к некому «источнику здоровья и счастья»[5]. Учащимся, в качестве научно обоснованной практики, предлагается изучать хиромантию (гадание по руке). Учащиеся, согласно одной из учебных программ по валеологии, после практических занятий по хиромантии, свободно могут находить по руке «Линию Юпитера», «Линию Солнца» и давать толкование судьбы человека. Думаю, что современная наука не должна допускать подобные учебные программы, убеждающие детей в научности данных оккультных методов прогнозирования человеческой судьбы.
Также в учебных пособиях по валеологии в качестве практического руководства предлагается обращение к учению Порфирия Иванова, который известен многим лишь как автор оздоровительной методики, основанной на различных способах закаливания организма и непосредственной близости к природе[6]. Тем не менее, духовная основа этой доктрины, вне всякого сомнения, является неоязыческой и оккультной. Сам автор неоднократно называл себя богом («богом Земли», богом «этому бугру», «этому месту»), всерьёз рекомендовал молитвенное обращение к себе, как к Учителю, с просьбой о здоровье[7]. По пропагандируемому в курсе валеологии учению ивановской секты, а именно такое название получил данный религиозный культ в отечественных сборниках по сектоведению[8], закаливание без особых молитв и заклинаний, в том числе и обращенные к умершему «великому учителю Порфирию», будет не эффективным и даже опасным для здоровья.
По мнению религиоведов, наука валеология содержит положения оккультно-мистического антихристианского движения New Age (Нью Эйдж; Новый Век), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения[9]. Авторы учебных программ по валеологии к традиционным для России религиозным конфессиям, особенно к Православию, относятся крайне враждебно, но при этом в больших объемах рекламируют различные оккультные практики. При этом, чем более древнее та или иная религиозная практика, например шаманизм, гадания и заклинания народов Южной Америки (майя, ацтеков), тем более она рекомендуется для учащихся, как проверенная временем на опыте «наших предков», а значит наиболее эффективная для тела и души[10].
На страницах учебных пособий по валеологии не редко можно встретить резкие выпады в сторону Русской Православной Церкви, выступающей против внедрения в классическую медицинскую науку и педагогику оккультных псевдонаучных методов и практик, носящих деструктивный характер для нашего общества. По мнению валеологов, распространяющих нетрадиционные религиозные практики, «личность подавлена церковью, ее догматическим сознанием и ревностной борьбой против научного подхода к действительности»[11].
В валеологии активно используется личность Иисуса Христа, которому приписываются различные несуществующие высказывания, которые якобы подтверждают истинность положений тех или иных оккультных учений. Авторы учебников по валеологии, при вкладывании оккультных и антихристианских высказываний в уста Иисуса Христа, делают ссылки на Библию, не указывая точного места цитирования, дабы затруднить учащимся обнаружение откровенной лжи. К примеру, в учебнике «Валеология человека», автором которого является академик, доктор медицинских наук, доктор философских наук, Петленко Виктор Порфирьевич, Иисус Христос в своих высказываниях, посвященных мистическим просветлениям, подтверждает оккультное учение многих неоиндуистских культов[12]. Академик Петленко утверждает, что подобные высказывания содержатся в Библии. Однако подобные ухищрения ученых валеологов являются для учащихся, исповедующих христианство, но в должной мере не знакомых со Священным Писанием, некими «религиозными ловушками», убеждающих в истинности оккультных практик, применяемых на уроках. Ссылка на авторитет Иисуса Христа, в подобных случаях обмана, является эффективным методом религиозной вербовки.
В валеологических учебниках можно встретить и резкую критику, направленную в адрес учителей, которые не используют в своей практике методы нетрадиционных религий. К примеру, один из главных разработчиков программ по валеологии, Татарникова Л.Г., сетуя на то, что в школах не применяются программы дианетики Рона Хаббарда, обвиняет учителей в некомпетентности, утверждая, что «педагоги продолжают не понимать или не могут понять, что ставят под угрозу будущее страны, ее генофонд»[13]. При этом в учебных пособиях под редакцией Татарниковой Л.Г., которые являются наиболее популярными в образовательных учреждениях на территории России, можно встретить вероучительные положения дианетики, которая запрещена во многих зарубежных странах как деструктивное религиозное учение. По мнению Татарниковой Л.Г.: «учения о биоэнергетических системах (элементы Востока) – йога, китайская и тибетская медицина, а также учения древних цивилизаций Латинской Америки (майя, ацтеки) и знания в данной области формировали бы не только культуру здоровья, но и общечеловеческую, глобальную культуру, а также предупредили бы те негативные явления, которые преследуют нашу увлекающуюся молодежь и неграмотных в этой области учителей»[14].
В большинстве валеологических учебников многие основатели восточных религиозных культов рекомендуются как примеры для подражания и использования их учения в жизни. Одним словом, применена религиозная проповедь, а значит, идет нарушение закона о светском характере школьного образования в Российской Федерации.
В «Открытом письме» 139 ведущих российских ученых министру образования Филиппову В.М. содержится заключение, что «валеология во многом представляет собой изложение идеологии «Нью Эйдж» («New Age», «Новое время», «Эра водолея», «Новый век»), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения». Ученые указали также, что валеология является «неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несет в себе угрозу национальной безопасности государства»[15].
Широко практикуются в валеологии и различные методы внушения: релаксация, гипноз, внушение на ритмическом и музыкальном фоне, внушение с помощью технических устройств и компьютеров[16]. Эти методы колдунов, экстрасенсов, оккультистов и других «учителей», которые без согласия родителей применяются на детях, являются определенной формой насилия над личностью, нейро-лингвистическим кодированием, духовным наркотиком. Тем не менее, сами валеологи называют подобное вторжение в психику ребёнка лишь «активизацией резервных возможностей организма»[17].
Использование валеологами новых психотехнологий, получивших название «нейролингвистическое программирование»: суггестопедия, релаксопедия, суггестивные установки на подсознание, ритмопедия, метод субсенсорных воздействий, гипнопедия, суггестокибернетический метод, является разрушительным для детского и подросткового нравственного, психического и физического здоровья.
Иными словами, речь идет о «процессе компоновки и ввода в мозг (на глубинных внутренних уровнях сознания) набора специальных данных или информации, рассчитанных на то, чтобы вызывать совершенно определенную реакцию мозга, психики и тела» или о кодировании сознания, смене ценностных установок личности[18].
Этот метод широко используется в клиниках, где избавляют от алкогольной, наркотической и табачной зависимости, а также в психиатрических лечебницах. Но там больные или их родные, пользуясь рекомендациями знакомых, сами выбирают клинику и лечащего врача, проверяют наличие государственной лицензии на деятельность. Их знакомят с противопоказаниями и предупреждают, что последствия не всегда предсказуемы, и только после этого больные добровольно прибегают к этому методу лечения.
Наши же дети подвергаются нейролингвистическому кодированию в рамках учебного предмета, не имея возможности выбрать педагога, и зачастую стесняясь отказаться от релаксационных упражнений. С противопоказаниями их не знакомят. Напротив, педагоги говорят о пользе релаксации в снятии стресса и ее безобидности.
Поэтому следует отметить, что преподавание в учебных заведениях России валеологии, содержащей опасные религиозные учения и практики, предполагает не только информирование детей о некоторых религиозных традициях (что, в принципе, разрешено законом), но и вовлечение их в религиозную практику (что законом запрещено совершать в школе), причем – без согласия самих детей и без уведомления их родителей (что уже просто является преступлением).
Использование мистико-оккультных методов работы с детьми должно насторожить как российскую общественность, так и специалистов в сфере образования. Ненаучные методы работы не должны иметь места в образовательных учреждениях России.
Таким образом, валеология, активно внедряющаяся сегодня в систему российского образования, целенаправленно охватывает все стороны человеческой жизни: физическую, психическую, интеллектуальную и нравственную - и фактически является орудием духовной интервенции, информационным оружием, направленным на разрушение традиционных национальных ценностей и создание общества, построенного по оккультно-мистическим схемам. По своему содержанию, методологии, целям и задачам она остается чуждой принципам и духу отечественной педагогики, которая всегда утверждала необходимость тесной связи образования и нравственного воспитания личности, была нацелена на формирование в человеке ответственности за каждый свой шаг и умения четко различать добро и зло.
На сегодняшний день действительно существует опасная тенденция проникновения в образовательную среду научно не обоснованных и оккультных учений, лженаучных «оздоровительных» программ и технологий, которые носят деструктивный характер для личности и общества в целом. Назрела необходимость в скоординированной деятельности представителей науки, практической педагогики, медицины в деле сохранения, укрепления и формирования физического и духовного здоровья подрастающего поколения.
[1] Что скрывается под маской валеологии? Вып.20. – М., 1999. с.59.
[2] Там же.
[3] Из доклада Недоступа А. на VII Международных Рождественских образовательных чтений 30 января 1999.
[4] Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие по курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов. – СПб., 1997.
[5] Там же;
[6] Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. – М., 1997. с.210-235
[7] Кураев А. Оккультизм в православии. с.137.
[8] Дворкин А.Л. Сектоведение. – Н.Новгород., 2006.
[9] Там же;
[10] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. - СПб., 1995.
[11] Петленко В.П. Валеология человека. - СПб., 1996.
[12] Там же;
[13] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. - СПб., 1995.
[14] Там же;
[15] Текст письма опубликован в кн. Как защитить вашего ребенка?. Сб.статей под ред. А. Добросоцких.- М., 2002. с.93-95.
[16] Рекомендация и описание этих методов предлагаются Л.Г. Татарниковой в ее книге «Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития». – СПб., 1997.
[17] Попов С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. – СПб., 1997. с.39.
[18] Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб., 1997. с 18.