День рождения Церкви
26.05.2007
Праздник Пятидесятницы – праздник, являющийся венцом, завершением соименного ему периода времени, который начинается днем Святой Пасхи Христовой. Этот день называют Днем рождения христианской Церкви, ибо именно в этот день по обетованию вознесшегося на небо Спасителя на апостолов сошел в виде огненных языков Дух Святый. Святой Дух, Утешитель, Третья Ипостась Святой Троицы, невидимо управляет Церковью, дарует ей жизнь и благодать, раздает дары духовные, которые в изобилии были дарованы в День Пятидесятницы апостолам Христовым, которые с этого дня вышли на всемирную проповедь Евангелия.
В России день Святой Троицы – особый день. Именно в честь Святой Живоначальной Троицы на Руси создавались самые значительные в ее жизни монастыри, среди которых главный – Святая Троице-Сергиева Лавра. Именно поэтому этот великий праздник является и праздником российского богословского образования: первая в России Духовная Академия, Московская, была создана и размещена именно в этой великой обители. Для Хабаровской духовной семинарии это не менее значимый день – большинство ее преподавателей, во главе с ректором, архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком, являются питомцами московской академии и Сергиевой Лавры. Кроме того, именно в эти особенные для начальствующих, учащих и учащихся русских духовных семинарий дни произойдет одно из эпохальных для Хабаровской семинарии событий – будет освящен храм семинарии в честь святителя Иннокентия Московского, который особенно чтил Троицкую Лавру.
Мы надеемся, что Утешителева благодать не оставит эту благословенную землю, и как апостолы были облагодатствованы Духом Святым в День Пятидесятницы для проповеди Евангелия «даже до последних земли», так и нас Он не оставит своей благодатию в деле несения апостольской проповеди на Дальнем Востоке.
Митрополит Антоний Сурожский. Пятидесятница
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
На пятидесятый день после Своего Воскресения Христос послал Своим ученикам Святого Духа Своего, Духа, Который исходит от Отца, но Который посылается в мир Спасителем Христом. Ученики были собраны в молитве в воспоминании о своем убитом и воскресшем Учителе. И вдруг сошли на них как бы огненные языки; огнем спустился на них Дух Божий; а их исполнило вдохновение - уже не те были апостолы, какими они были за пятьдесят дней до этого. Тогда они, испуганные, ютились в страхе, что их Учитель побежден, убит. Теперь те же самые люди, исполненные этим вдохновением, этим дыханием вечной жизни, исполненные Божиим присутствием, вышли к окружающим их людям, и без страха, со смелостью, о которой они сами не могли иметь понятия до того, стали говорить о Христе как о Боге, Который стал человеком, стали говорить о Боге как о Любви, любви безмерной, неизмеримой, которая объемлет, охватывает всё и всех. И то же вдохновение исполнило их такой смелости и такого мужества, благодаря которому они пошли не только на проповедь, но на страдания, на избиение, на терзание и муки, в застенки, и, в конечном итоге, на смерть. Дух Божий излился на них; Дух сыновства: как Сын Божий, так и они стали сынами Божиими, и как Спаситель Христос пришел в мир спасти людей ценой Своей жизни, так и они жизнь свою и смерть свою подарили людям, чтобы они услышали, что Бог есть любовь, что в мире есть смысл, что мы Богу дороги, и что человеческое общество должно быть построено на новых началах - не на началах насилия, лжи, притеснения, а на началах любви, взаимного признания, на началах жертвы того, кто знает, ради того, который еще не знает. Христос сказал Своим ученикам: Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю - на смерть, на жизнь, на победу. Аминь.
Молитвословия Пятидесятницы
Величание Пятидесятнице: Величаем Тя,/ Живодавче Христе/ и чтем Всесвятаго Духа Твоего,/ Егоже от Отца,// послал еси божественным учеником Твоим.
Тропарь в Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы): Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава Тебе.
В статье использованы материалы электронной библиотеки «Митрополит Антоний Сурожский» и «Православный Церковный календарь»