Епархиальная периодика: нераскрытый миссионерский потенциал
Романов Михаил18.06.2007
Последние пятнадцать лет оказались очень важными для возрождения всех сторон церковной жизни, в том числе и православной журналистики.
Сегодня многие все чаще выказывают озабоченность тем, что государство остается безучастным к пропаганде насилия, межнациональной, межконфессиональной, социальной и прочей вражды, нравственной распущенности и разврата - явлений, противоречащих как христианской, так и естественной общечеловеческой нравственности, через печатную продукцию, радио и телевидение. Как правило, пресса воспринимает такие суждения как покушение на свободу слова.
Одновременно мы можем рассматривать деятельность многих современных средств массовой информации как покушение на свободу человека жить нравственно, поскольку навязывание культа безнравственности ограничивает свободу человеческого выбора, как и жестокая цензура.
Кто должен противостоять сегодня пошлости, цинизму, бездуховности современной жизни? Прежде всего, все мы, граждане великой страны, наследники тысячелетней православной цивилизации, и именно православные СМИ призваны помочь гражданам России в этом противостоянии. Именно православная пресса должна быть нравственной и ответственной, свободной и независимой. Сегодня православная журналистика переживает свое второе рождение. Многие редакции осознали, что сегодняшний читатель – особенный и к нему нужен особенный подход. Их долг – вести видимую брань за спасение человеческих душ.
История православной периодики берет свое начало в первой четверти XIX в., когда реформы духовных учебных заведений придали новый импульс развитию духовного образования в России. В 1821 г. Санкт-Петербургская духовная академия первой среди духовных школ Русской Церкви начала издавать журнал «Христианское чтение», который являлся научно-богословским изданием. Первым же популярным общедоступным православным изданием, в котором публиковались статьи назидательного характера, стал еженедельник «Воскресное чтение», который начал выпускаться Киевской духовной академией в 1837 г.
Следует отметить, что до революции 1917 г. четыре духовных академии, существовавших в Российской империи на тот момент, издавали девятнадцать периодических изданий. Духовные семинарии также выпускали около десятка журналов, из которых наиболее известным был харьковский богословско-философский журнал «Вера и разум». Во второй половине XIX в. также выпускалось достаточно много журналов, которые имели богословско-публицистический характер.
Ближе к началу XX в. возросло число изданий, в которых главное место занимали общедоступные религиозно-нравственные статьи для назидательного чтения: «Русский паломник», «Воскресный день», «Кормчий» и другие; тридцать таких популярных дореволюционных изданий назидательного характера выпускались православными монастырями, в частности, большой популярностью пользовались издававшиеся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой «Троицкие листки».
Однако все эти православные периодические издания (так же, как и издания, главным образом обновленческие, которые возникли после 1917 г.), которых было всего около четырехсот, прекратили свое существование в течение первых пяти лет советской власти. Оставались еще, правда, эмигрантские православные издания, например, «Вестник студенческого христианского движения», «Православная мысль», но в бывшем СССР они были практически недоступны обычному читателю.
В течение многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской Православной Церкви был «Журнал Московской Патриархии», сыгравший весьма значительную роль в жизни Церкви. Существует он до сих пор. Начал выходить в 1931 г., был закрыт в 1935-м и снова открыт во время войны, в сентябре 1943 г.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество печатных изданий, издаваемых внутри Русской Православной Церкви. Однако, при ближайшем рассмотрении многие из них вызывают недоумение и вопросы. Самый главный вопрос, который возникает в отношении православных периодических изданий - кто является их адресатом? Являются ли они внутрицерковными изданиями, рассчитанными на уже воцерковленных читателей, или же главные задачи, которые эти издания ставят перед собой, должны быть миссионерскими, т.е. их адресатами должны быть прежде всего те, кто только стоит на пороге храма? От решения этого главного вопроса зависит и выбор языка, и выбор тем, и объем нужного комментария.
В условиях современной церковной жизни на Дальнем Востоке России необходимо и то, и другое. Учитывая, что служение Церкви осуществляется сейчас в условиях существенного расцерковления общества, далеко отошедшего от своих духовных основ, логичным было бы предположить, что в православных СМИ должна преобладать миссионерская направленность, и поэтому язык таких изданий должен быть понятен большинству потенциальных читателей, а их тематика – жизненной. Современная православная газета должна быть как по своему оформлению, так и по содержанию материалов доступной, затрагиваемые темы должны быть актуальными, отражающими современное состояние общества через призму позиции православной культуры, которая присутствует во всех сферах нашей жизни, несмотря на то, что многие сознательно или несознательно не замечают ее присутствия. Поэтому задачей современных православных СМИ является убедительная демонстрация того, что Православие - это не только посещение служб в храме и соблюдение постов, но все многообразие жизни каждого православного человека.
Сегодня люди устали от газетной лжи и клеветы, политической ангажированности российских периодических изданий, пропаганды в них низкопробной массовой культуры, разврата, колдовства и насилия, преклонения перед материальными ценностями. И поэтому нам кажется, что наличие православных общественных газет, освещающих абсолютно все темы с точки зрения христианских ценностей, притянет к ним огромное количество читателей. Главной задачей таких газет должно быть рассмотрение актуальных проблем современной жизни с точки зрения Церкви, с целью влияния на общественное мнение и политические институты.
Конечно, помимо выполнения своего утилитарного назначения - служить источником информации, – православная газета должна быть свидетельницей Истины, нести эту Истину, утверждать и защищать Ее. Газета должна стоять на позициях беспартийности, защиты национальных и государственных интересов, открытости всем, кто содействует стабильности, кто ищет пути понимания, объединения и мира в обществе.
Статистические данные Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия говорят о том, что количество православных СМИ увеличивается. Выходят в свет тысячи православных изданий по всей стране. Но создают ли они все единое информационное поле, взаимодействуют ли со светским обществом, просвещают ли это общество, т.е. - выполняют ли они свою миссионерскую задачу, или действуют в неком своем пространстве, не имеющем точек соприкосновения с тем, что находится вне этого пространства? Все ли они отвечают требования времени и современного читателя? К нашему глубокому сожалению, нет.
К сожалению, многие православные СМИ вызывают крайне негативную реакцию рядовых читателей, зачастую отпугивая их не только от чтения какой-то конкретной газеты, но и от посещения храма и Церкви вообще.
Таким примером могут служить отдельные приходские и даже епархиальные газеты, которые оказываются не более, чем рупором узкой группы людей. Более того, современная ситуация показывает разобщенность этих изданий.
В наш информационный век СМИ, стремясь быть выразителем общественного мнения, декларируют определенный взгляд на происходящее, влияют на мировоззрение взрослого человека, формируют и детское мировосприятие. Современная картина мира диктует свои условия. Православная журналистика не должна оставаться в стороне от современных тенденций развития СМИ - наоборот, она должна взять все лучшее, все самое современное для привлечения рядового читателя.
Влияние современных информационных потоков в значительной мере разрушительно действует на сознание и жизнь каждой отдельной личности. Из трех основных функций, которые должны выполнять телевидение и радио, пресса и интернет, – воспитывающей, информирующей и развлекающей, – последняя, к сожалению, выходит на первый план. Предоставление читателю, слушателю, зрителю и пользователю развлечений сейчас является главной задачей светских СМИ. Воспитательную миссию, от которой они так легко отказались, пытаются осуществлять только православные СМИ.
Их голосу сложно пробиваться сквозь сильный информационный шум светской прессы по разным причинам: небольшие тиражи, недоступность широкой аудитории, зачастую невысокий профессиональный уровень сотрудников редакции, отсутствие источников финансирования. Несмотря на перечисленные недостатки, православная журналистика все же пытается реализовать миссионерскую направленность – она старается просвещать и воспитывать. Еще одна задача православной журналистики – ограждать людей от низкопробного «чтива», быть своеобразным духовным щитом от всего пошлого, безвкусного, безнравственного для рядовых граждан.
Развитие православной журналистики на Дальнем Востоке, как и развитие церковной жизни в целом, значительно отличается от таковой в центральной России, где особенно развито применение новых информационных технологий в церковной жизни. Например, недавно в Москве появилась мобильная служба «Узнай у священника».
Отдаленность, многонациональность и многоконфессиональность дальневосточного региона, отсутствие широкого распространения современных технологий, в т. ч. интернет, небольшая территория распространения кабельного вещания (основные православные телеканалы передаются путем кабельного вещания) возлагают на православные печатные издания особую миссию – быть современными изданиями, изданиями нового поколения. Это понятие, по нашим представлениям, включает в себя доступность языка, стиля, тем; стремление к светскости; актуальность; качественный и отчасти «модный» дизайн, высокотехнологичная печать; высокий профессионализм и солидарность сотрудников; сотрудничество со светскими СМИ, которое могло бы повысить уровень знания православной традиции светских коллег православных журналистов.
Доклад на научно-практической конференции: «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)» (30 мая – 1 июня 2007 г., г. Хабаровск)
Об авторе: Романов Михаил Игоревич, главный редактор православной газеты «Дальний Восток – Русское воскресение», г. Владивосток.