Хабаровск православный Журнал Город Назарет - место Благовещения

Город Назарет - место Благовещения

Иеромонах Ефрем (Просянок)

06.04.2009

Назарет (евр. – נָצְרַת, Нацрат, Ноцрат; араб. – ан-Насира) – город в центре Нижней Галилеи, расположенный в 36 км от западного берега Тивериадского озера, в плодородной долине у подножия холмов Галилеи – с видом на гору Фавор на востоке, горы Ермон (Хермон) на севере. Это крупнейший в Израиле арабский город.

Назарет впервые упомянут в Новом Завете как город, где Господь наш Иисус Христос вырос и начал свою деятельность: «…и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2, 23); «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф. 4, 12-13); «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк. 1, 9); «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк. 2, 39-40); «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 51); «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4, 16) и другие. Здесь же жили Пресвятая Дева Мария и ее нареченный муж Иосиф. Во время рождения Спасителя Назарет, видимо, считался глубокой провинцией: «...из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46). Это название не встречается ни в одной авторитетной хронике того времени, в том числе и у Иосифа Флавия.

Первое нехристианское упоминание о Назарете дает найденный в Кесарии список священнических черед Галилеи (III-IV вв.); согласно ему, в Назарете проживал священнический жреческий род Гапицец, известный также из Библии (1 Пар. 24, 15). Блаженный Иероним Стридонский (†420) описывает Назарет как небольшую деревню и укакзывает, что в этом городе, на месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от Нее Спасителя был сооружен храм в память Благовещения.[i] В византийский период Назарет оставался преимущественно еврейским, судя по сообщениям историка Епифания (IV в.). В 614 г. евреи Назарета и окрестных горных селений поддержали персов в их войне с Византией; в отместку византийцы, видимо, уничтожили или изгнали еврейское население.

С арабским завоеванием Эрец-Исраэль (638 г.) в районе Назарета рядом с христианами поселились мусульмане. В 1099 г. Назарет был захвачен крестоносцем Танкредом и превратился в христианский город. Саладин взял Назарет в 1187 г.; крестоносцы возвращались сюда дважды в середине XIII в. В 1263 г. город был снова взят арабами и разрушен султаном Бейбарсом I. И только во второй половине XVII в. христиане восстановили священные постройки.[ii] На месте пещеры Благовещения францисканцы возвели церковь, которая неоднократно перестраивалась. В 1955-1968 гг. здесь была построена базилика, спроектированная итальянским архитектором Джованни Муцио.[iii]

Помимо Благовещенской базилики над одноименной пещерой, среди христианских святынь можно назвать: церковь святого Иосифа Обручника (построена в 1914 г. на фундаменте церкви XIII в.); церковь архангела Гавриила (1750-1757) у «источника Марии»; так называемая церковь-синагога, построенная в 1877 г. над руинами древней синагоги, где по преданию, проповедовал Иисус Христос (Лк. 4, 16-28)[iv].

 «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46) – этот вопрос нашел совершенно неожиданный ответ среди христиан. Не только Назарет, но и вся Галилея считалась иудеями страной низкой в религиозном смысле, так как туда было переселено много язычников из Вавилона, почему она прямо называлась Галилея языческая (Мф. 4, 15). И в такое место переселилась к Иосифу Обручнику Дева Мария. Скромным и бедным ремеслом занимался Иосиф. Но именно это и нужно было Промыслу Божию. Пречистая там была незаметна. Сюда и явился Архангел Гавриил с благовестием о Воплощении.

Христос, работавший с мнимым отцом, назывался «Сыном плотника» (Мф. 13, 55; Мк. 6, 3). Оттуда же Христос призвал Себе апостолов, у которых не было такой обрядоверности и фанатизма, какие были у иерусалимлян и вообще у иудеев, а тем более у их начальников. И в дальнейшем жизнь Христа проходила в близлежащих местностях: здесь было совершено первое чудо в соседней Канне Галилейской; здесь на горе Фавор совершилось преображение Господне; здесь Христос воскресил сына наинской вдовы. Здесь недалеко был Капернаум – главное исходное место деятельности Христа; здесь была гора Блаженств, на которой Он изрек Свои заповеди; здесь была Вифсаида, где Спаситель творил много чудес, а за неверие ее жителей изрек на нее грозное прещение (Мф. 11, 21-22). Здесь была и Магдала, откуда вышла Мария Магдалина, пламенная ученица Христова, и Саломия, мать Иакова и Иоанна, и многие другие женщины, которые ходили с Христом и служили Ему, а потом стали первыми благовестницами Воскресния Христова.

Итак, в сей малой и неприметной местности, по Промыслу Божию, началось наше спасение с благовестия Архангела, сюда сошел Бог Слово, чтобы каждого, кто умáлится, живя на земле, соделать бóльшим в Небесном Царстве (Мф.18, 4).


[i] Вышеславцев П. Двунадесятые праздники. СПб., 1885. С. 25.

[ii] Бурбон Ф., Лаваньо Э. Святая Земля. М., 2001. С. 106.

[iii] Там же. С. 107.

[iv] Краткая Еврейская энциклопедия. М., 1996р. Т. 5.


Церковь, История