Культура (культура речи) как фактор личностного саморазвития студента
Мазур Елена15.08.2007
Доклад на научно-практической конференции «Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка» (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
Речь – главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования, нравственного развития. Речь человека, нравственность, культура речи всегда были и остаются непреходящими общечеловеческими ценностями. Однако современное развитие российского общества таково, что снижение уровня речевой культуры наблюдается у разных слоев русского общества, в том числе и у интеллигенции.
К сожалению, сегодня большинству наших соотечественников не стыдно писать с ошибками и говорить неправильно, употреблять ненормативную лексику, нецензурно выражаться в общественных местах. Мы полагаем, что культура речи неразрывно связана с культурой человека вообще и является одним из факторов личностного саморазвития человека.
Культура есть фундаментальная категория психологии и философии, которая позволяет широко и глубинно увидеть процесс личностного саморазвития человека. В процессе приобщения к культуре посредством образования может решаться одна из главных задач человека: «Обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ». П.А. Флоренский считал, что культура есть среда, растящая и питающая личность. Мы усматриваем человекообразующую функцию культуры в пространстве вуза во взаимодействии преподавателя и студента, понимаемую как процесс инкультурации, т.е. восхождение молодого человека к общечеловеческим ценностям, к культуре, к освоению с помощью преподавателя достижений человечества для успешного дальнейшего самостоятельного жизнедвижения молодого человека. Неслучайно одним из основополагающих принципов существования и развития образования, сформулированным еще А. Дистервегом, является принцип культуросообразности воспитания. Опираясь на гуманистическую парадигму в воспитании и образовании, доктор педагогических наук Л.Н. Куликова в своей концепции саморазвития личности человека выделяет двадцать два принципа саморазвития личности и отводит данному принципу культуросообразности воспитания и образования одно из первых мест.
В.В. Розанов подчеркивал, что самым разрушительным в становлении подрастающего человека является тот поверхностный способ обучения, при котором подросток не входит в культуру, а скользит по поверхности, узнавая много невпечатляющих, оставляющих холодной его душу сведений, изживая свое стремление к подлинной культуре, и что подлинное обучение должно идти через душу воспитанника.
Л. Витгенштейн считает: «Культура – это как бы грандиозная организация, указывающая каждому, кто к ней принадлежит, его место, где он может работать в духе целого, а его сила может с полным правом измеряться его вкладом в смысл этого целого». С.Л. Франк видит в культуре нравственное и умственное совершенствование человека. Л.А. Коган мыслит культуру как меру и способ развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности. С позиций системного анализа культуры М.С. Каган видит саму сущность личностного развития человека. По мнению М.С. Кагана, в основе развивающего потенциала культуры лежит равновесие интересов социального целого и каждого члена этого целого. Именно это относительное равновесие делает человека представителем данного общества, а также своеобразной, неповторимой личностью. У B.C. Библера «жизнь человеческой культуры» является «формой детерминации индивида в горизонте личности», а человек выступает в ней как «диалогика». Интересный взгляд на культуру у М.М. Бахтина: «Внутренней территории у культуры нет… Каждый культурный аспект существенно живет на границах; в этом ее серьезность и значительность; отвлеченный от границ он теряет почву, становится пустым, заносчивым и умирает». М.Н. Эпштейн одним из важнейших понятий современной культуры считает фильтр: «Культура есть система границ, каждая из которых наделена своей избирательной и пропускной способностью отделять «свое» от «чужого». Культура как целое представляет собой многослойную систему фильтров, многократно очищающих внутреннее пространство культуры от внешнего хаоса «грязи» и «шумов» окружающего мира. Таким образом, все разнообразные сферы культуры, включая науку, искусство, этику оказываются фильтрами, осуществляющими самоочищение человека и человечества».
Нас привлекает антропоцентрическая трактовка культуры М.К. Мамардашвили. Интерес для него представляет не культура сама по себе, а человек в культуре, человек, который должен превосходить себя, чтобы стать самим собой, но для этого надо заботиться о воссоздании его естественности и чувстве свободы. Культура здесь – не просто присвоение человеческого опыта, а, прежде всего, труд, усилие, напряжение, «ибо культура не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребления и создания. Это способность и усилие человека быть…».
Таким образом, культура понимается нами как некая среда, контекст личностного развития студента, в котором определяется направление и интенсивность личностного роста.
Особенностью обучения нашего вуза – Дальневосточного филиала Российской академии правосудия – является то, что юридический факультет готовит специалистов для судебной системы. Сегодня в условиях реформирования судебной системы Российской Федерации возлагается большая ответственность на подготовку юристов в этой области. От будущего специалиста судебной системы требуются не только сугубо профессиональные знания. В соответствии с Кодексом судейской этики, Указом Президента о правилах поведения государственных служащих, а также в связи с принятием Советом судей Правил поведения работников аппаратов судов и другими нормативно-правовыми документами к юристу предъявляются высокие требования речевой культуры, культурного поведения в служебной и внеслужебной деятельности и ответственность за их нарушение. Культуре речи юриста придается огромное значение, т.к. юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. В условиях быстро меняющейся лингвокультурной ситуации в современной России и довольно низкого уровня лингвистической осведомленности носителей языка важными задачами преподавания дисциплины русский язык и культура речи являются:
– расширение базы речевой деятельности студентов;
– повышение речевой культуры, а именно – умения писать и говорить правильно, понятно и выразительно;
– формирование навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения, а именно – эффективное общение, защита от речевой агрессии, речевое манипулирование сознанием, правильное управление потоком информации, понимание явных и скрытых смыслов речи, создание деловых и др. текстов;
– выработка эффективности речевого сообщения.
Эти задачи напрямую связаны с нравственными основами профессиональной деятельности: честностью, порядочностью, уважительному отношению к личности человека. И, пожалуй, наиглавнейшая задача преподавателя данной дисциплины – привить уважительное отношение к родному языку, личным примером, примерами жизнедеятельности известных русских судебных ораторов (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих др.), которые мастерски владели словом, обладали огромной силой воздействия, психологизмом речи, приковывали внимание широкой общественности.
Проведенное нами диагностическое исследование среди студентов первого курса очного отделения показало прямую взаимосвязь между уровнем самооценки личности и культурой речи. Правильность и грамотность речи положительно влияют на личностную самооценку. Чем человек увереннее за свою речь, тем выше уровень его личностной самооценки.
Студенту нельзя «вручить» знания, ему, как личности, необходимо самому сделать достойный выбор. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Но важно помнить и знать, что поведение человека, его культура, личность формируется и программируется теми словами, которые он употребляет. Вряд ли человеку, уважающему себя, свою семью, свой родной язык, свою профессию захочется вольно пользоваться языком, относиться к нему бездумно. Тот, кто умеет грамотно, убедительно, ясно и ярко говорить, имеет большую внутреннюю культуру, высокий интеллект и духовность. Знание родного языка, культура речи и культура человека в нравственно здоровом обществе расцениваются как элементы профессионального стандарта. Культура речи и культура будущего юриста, человека – это ключи к жизненному и профессиональному успеху, и, конечно, к осознанному личностному развитию, движению.
Об авторе: Мазур Елена Юрьевна, преподаватель Дальневосточного филиала Российской академии правосудия (г. Хабаровск)
При подготовке публикации использованы фотоматериалы интернет-сайта Международного факультета ЮрГУ