Миссионерская работа Благовещенской епархии на современном этапе
Игумен Антоний (Грищенко)19.06.2007
Краткий обзор деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в Приамурье.
Как известно, первая епархия на Дальнем Востоке была образована в 1840 г. Она была названа Камчатской, а ее центр находился в Новоархангельске (Аляска, о. Ситка). Первым ее главой, с титулом «епископ Камчатский, Курильский, Алеутский» стал преосвященный Иннокентий (Вениаминов). В 1852 г. центр епархии был перемещен в Якутск. Еще через два года к Камчатской епархии была причислена территория Приамурья.
Около 1857 г. была учреждена Усть-Зейская миссия на Амуре, куда уже ставший архиепископом святитель Иннокентий (Вениаминов) направил из Якутска походного священника Якутской области о. Александра Поликарповича Сизого.
К этому времени Камчатская епархия включала в себя практически все дальневосточные территории. В связи с обширностью этих территорий и затруднениями в управлении и духовном окормлении паствы, архиепископ Иннокентий в 1857 г. составил проект образования двух викариатств с центрами в Новоархангельске (Аляска) и Якутске, а также проект перенесения кафедры камчатской епархии на Амур.
31 января 1858 г. император Александр II утвердил указ, на основании которого определялось пребывание кафедры епископа Камчатского на Амуре. В этом же году, 21 декабря, последовало утверждение указа «о бытии Камчатской епархиальной кафедры в г. Благовещенске». С этого времени кафедра пребывала в Благовещенске до ее разделения на три епархии – Владивостокскую, Камчатскую и Благовещенскую. Отсюда, из Благовещенска, через десять лет своего служения на дальневосточной земле, святитель отбыл на Московскую кафедру. Именно святителю Иннокентию город Благовещенск обязан своим названием.
Заветы святителя Иннокентия современным ему и будущим миссионерам.
Будучи правящим архипастырем огромной епархии, простиравшейся от Сибири до Америки, святитель Иннокентий уделял огромное внимание развитию миссионерского дела на этих территориях, привлечению духовенства в этот еще необжитый край. Многие не решались ехать сюда, поэтому при содействии святителя Святейший Синод издал указ, по которому приезжающие в Камчатскую епархию священнослужители получали определенные материальные льготы, что способствовало прибытию новых клириков. Трудами святителя Иннокентия обширнейшая Камчатская епархия постепенно начинала жить в обычном ритме православной жизни, характерном для большей части Российской империи.
Определяя характер молодой Камчатской епархии, святитель считал, что данную епархию нужно рассматривать не как обычную, а как епархию, территория которой должна быть территорией сплошной миссионерской деятельности в самом широком смысле слова. Святитель Иннокентий благословлял при первой возможности строить часовни, храмы, совершать божественные службы и требы. При этом святитель показывал пример самоотверженного миссионерского служения. Каждое лето, как только начиналось судоходство по р. Амур, начинались его длительные миссионерские путешествия по всему краю, для чего был приспособлен специальный катер, на котором была оборудована походная церковь. Совершая плавания по Амуру, святитель закладывал новые церкви, освящал уже построенные. Для оказания помощи переселенцам при строительстве храмов и для их благоустройства архипастырем был организован специальный Комитет по устройству церквей Приамурского края.
Состояние миссионерского дела в Амурской области до 1917 г.
Со времени вступления на Благовещенскую кафедру преосвященного Гурия (Буртасовского) был учрежден общеепархиальный праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» (или «Албазинская»). Вскоре было положено начало многодневным путешествиям святыни по городам и селам епархии, что усиливало благоговейное почитание жителями святой иконы. Так, регулярно проводились сплавы с чудотворной иконой Божией Матери «Албазинская» по р. Амур.
Также, по благословению правящих архиереев Благовещенской епархии духовенство епархии регулярно производило миссионерские объезды отдаленных стойбищ эвенков.
С 1910 г. в Приамурье на железнодорожные станции, находящиеся на канонической территории Благовещенской епархии, начали командироваться разъездные священники, организовывались походные церкви и разъездные причты. Для духовного окормления жителей пристанционных поселков в Приамурье действовал вагон-храм в честь равноапостольной княгини Ольги. В таких вагонах была максимально воспроизведена обстановка храма: были устанавливаемы иконостасы, Престолы, Жертвенники, подсвечники; вагоны-храмы также комплектовались всей необходимой богослужебной утварью. Властями оказывалась всемерное содействие передвижению и функционированию вагонов-храмов.
Современное состояние миссионерства в Амурской области
Обеспечение развитие церковной жизни в Амурской области требует усердных миссионерских трудов, поэтому в 1997 г. по благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила был возрожден миссионерский отдел Благовещенской епархии. С момента начала функционирования отдела его сотрудниками – священников-миссионеров – были определены три основных территории осуществления миссионерской работы:
– притрассовые поселки Транссибирской магистрали и БАМа;
– отдаленные северные поселки Амурской области, среди которых поселки Тындинского (21 поселок), Зейского (11 поселков) и Селемджинского (10 поселков) районов;
– зона бывших казачьих поселений вдоль реки Амур.
Для организации миссионерской деятельности на территории Тындинского отделения ДВЖД в п. Дипкун направлен иеромонах Алексий, задачей которого является окормление притрассовых поселков Тындинского района; в Зейском районе на ниве миссионерской деятельности трудится иеромонах Павел.
Совместно с Читинской епархией была организована миссионерская поездка поезда «Забота» по станциям, находящимся на территории Читинской и Благовещенской епархий. В составе поезда имеются вагон-клуб, вагон-музей, вагон-магазин и вагон-храм Читинской и Забайкальской епархии. За две таких поездки иеромонахом Игнатием было крещено более 800 человек.
С 2000 г. по Тындинскому отделению ДВЖД курсирует миссионерский вагон-храм в честь святителя Иннокентия Московского, переоборудованный из багажного вагона усилиями работников Тындинского отделения дороги. Вагон-храм окормляет 21 поселок зоны БАМа. По благословению архиепископа Гавриила в вагон-храм передана икона святителя Иннокентия (Вениаминова) с частицей его святых мощей.
Миссионерские поездки по селам Амурской области, в которых нет православных приходов, совершают многие приходские священники епархии. Практически каждый настоятель, помимо основного прихода, окормляет еще и несколько таких сел. Несколько лет подряд совершаются миссионерские поездки к месту первого поселения казаков в Амурской области – в село Албазино (бывш. Албазин, или Албазинский острог), которое в конце XVII в. являлось столицей тогдашнего российского Приамурья. На месте острога служится Божественная литургия, в р. Амур желающие принимают Таинство крещения. Общаясь с паломниками, начинают просвещаться светом веры Христовой местные жители – потомки первопроходцев-казаков: например, если в первые паломнические поездки в с. Албазино православных принимали за цыган, то теперь общение паломников с местными жителями приобрело дружеский характер.
В 1997 г. была совершена поездка с чудотворной иконой Божией Матери «Албазинская» на теплоходе «Миклухо-Маклай» по маршруту Благовещенск – Николаевск-на-Амуре – Благовещенск в честь 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Это событие вызвало огромный резонанс среди жителей поселков и городов, в которых побывала святыня. Также регулярно совершаются поездки с чудотворной иконой на о. Сахалин, Камчатку, Магадан, а также в Москву. Регулярно по православным приходам Благовещенской епархии совершаются поездки со святыней; поездка была также совершена по Тындинскому отделению ДВЖД.
Духовенство Благовещенской епархии регулярно совершает поездки вдоль государственной границы Российской Федерации. В ходе этих поездок освящены все заставы, ведется просветительская работа среди пограничников и жителей приграничных сел.
В настоящее время в этих бывших казачьих поселениях существует целый комплекс не только экономических, но и духовных проблем. Население этих сел резко сокращается, молодежь уезжает, среди жителей распространены такие негативные явления, как пьянство, наркомания, иждивенчество. К сожалению, потомки казаков в подавляющем большинстве безразличны к православному прошлому своих предков. Поэтому в этой ситуации регулярные посещения священниками этих сел остро необходимы. Но необходимо также отметить, что, в связи с нехваткой духовенства, казачьи села на берегу Амура посещают в основном приходские священники, у которых и без того большая нагрузка. Но как бы не было трудно, главная награда для всех, кто занимается миссионерским трудом на этой благословенной земле – это духовное возрождение амурчан, которое, может быть, наступает не так быстро, как хотелось бы, но, тем не менее, наши миссионерские труды уже приносят свои плоды.
Доклад на научно-практической конференции: «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)» (30 мая – 1 июня 2007 г., г. Хабаровск)
Об авторе: игумен Антоний (Грищенко), руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Русской Православной Церкви