«Муж истины, правды и чести...» К 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева
Колобанова Е.А.01.03.2008
На протяжении 100 лет со дня кончины Константина Петровича Победоносцева исторический портрет знаменитого обер-прокурора Священного Синода писался в основном только черными красками. По мнению некоторых исследователей, именно он «довел Церковь до революционного взрыва 1905 г.», был человеком, «вредным для судеб и престижа Церкви в обществе», который видел спасение от катастрофы революции «не в просвещении и свободе, а в сохранении любой ценой неподвижности традиционных начал». Наши современники представляют его большей частью как консерватора, ретрограда, реакционера, губителя всего «передового», властолюбца, как «злого гения России», вдохновителя реакции. Многие сложили о нем впечатление только по строчке из поэмы А. Блока «Возмездие» – «Победоносцев над Россией простер совиные крыла», да связывают его имя с отлучением Л. Н. Толстого от Церкви.
Нам представляется, что личность К. П. Победоносцева заслуживает более пристального внимания как пример государственного деятеля, пользующегося «даже между врагами всеобщею молвою правдивости, беспристрастности и справедливости», как «честного, дельного, нелицемерного и ревностного советника», как образец мастера публичного слова, обладающего ясностью взгляда и определений, силой, убедительностью и красотой слога. Он ревностно служил Отечеству, жаждал «водворения порядка и правды во внутреннем управлении России» и считал, что «на крапиве не родится виноград; из лжи не выведешь правды, из смешения лени и невежества с безумием и развратом сам собою не возникает порядок. Что мы посеяли, то и должны пожинать». Конечно, его действия, мысли, взгляды можно без устали критиковать (например, отрицательное отношение к конституционализму, парламентаризму, гласности суда и другим судебным порядкам, к свободе печати, к либеральным течениям в университетской среде, в системе образования и прочее), но, как подметил И. Аксаков, его душа была «слишком болезненно-чувствительна ко всему ложному, нечистому», и поэтому он стал «отрицательно относиться ко всему живому, усматривая в нем примесь нечистоты и фальши». Поэтому, приглядываясь к личности К.П. Победоносцева и исторгая плевелы, да не исторгнем пшеницу!
Нам хотелось бы добавить к крайне скудному изображению этого видного государственного деятеля и писателя XIX в. немного ярких красок, которые высветили бы богато одаренную личность, большого ученого, блестящего публициста, последовательного патриота. Представляется интересным услышать мнение об этом человеке из уст его современников. Так, Б. Б. Глинский, историк-публицист (1860-1917), в 1907 г., вскоре после кончины Константина Петровича, в апрельском номере журнала «Исторический вестник» опубликовал о нем статью «Константин Петрович Победоносцев (материалы для биографии)» с надеждой, что они пригодятся будущим исследователям жизни и творчества этого незаурядного человека.
Б. Б. Глинский признает К. П. Победоносцева как явление необычайного порядка. Более четверти века к его имени приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов печати: одни его ненавидели, другие славословили; перед ним преклонялись; одни видели в нем спасителя России, другие – ее злого гения. Но даже когда он, несогласный с новыми течениями правительственного курса, сошел в 1905 г. с государственной сцены и утратил всякое влияние на ход событий, стоустая молва продолжала окружать его имя всевозможными, порой самыми фантастическими слухами. Это говорит о том глубоком следе, который ближайший сотрудник императора Александра III оставил своей деятельностью на разных поприщах российской жизни.
После Манифеста 17 октября 1905 г., получив свободу, пресса вылила ушат грязи и злобы на восьмидесятилетнего Победоносцева, улица глумилась над больным стариком, сводя с ним былые счеты, на которые он совершенно не считал нужным отвечать. Автор очерка описывает, как движущаяся по Литейному проспекту манифестация останавливается у дома, где живет Победоносцев, чтобы прокричать ему слова ненависти, но они не вызывают у него ответной злобы, песня «Вставай, подымайся, рабочий народ» ничего не говорит его сердцу. Он весь в молитве и научном труде. «Революционный напев улицы тонет в тех древнерусских церковных напевах, которыми полна его душа; резкие слова, зовущие к политической свободе, для него бледны и малозначащи перед теми словами Нового Завета, в которые он целиком ушел и где он видел истинную свободу личности и торжество духа... Он ничего не противопоставил резким словам осуждения в защиту того, чему так долго и так неустанно служил». Его ответом был небольшой печатный том, на котором значилось: «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К. П. Победоносцева. Опыт к усовершенствованию перевода на русский язык священных книг Нового Завета».
Победоносцев сходил в могилу при торжестве именно тех начал, против которых он когда-то упорно боролся. «На его глазах и при его содействии создалась Россия Александра III и на его же глазах она постепенно стала отходить в даль преданий и невозвратного прошлого. Рушилось все им созданное в этой области, и он, последний видный представитель «сильной государственной власти», оказался бессильным чем-либо остановить ход этого разрушения». В этом бессилии Б. Б. Глинский видит элемент исторического трагизма. И, надо сказать, горькие его предчувствия оправдались.
«Победоносцев целиком вышел из сокровенных глубин русской жизни, явил собою в высшей степени своеобразный тип русского ученого государственного мужа, необычайно сильного своим анализом и скепсисом и слабого, как творца жизни и форм этой жизни», – так начинает описывать автор героя своего очерка. Мягкий, добрый, уступчивый в личном обиходе, скромный и непритязательный, он наряду с этим обрисовывался как государственный деятель твердого склада и непоколебимого характера. По мнению Б. Б. Глинского, «он воплотил в себе известный исторический период, принял на себя вполне убежденно и сознательно ответственность за этот период и, таким образом, отдал себя на суд истории без страха и боязни этого суда». Добавим к этим словам признание самого Победоносцева министру юстиции Д. Н. Набокову: «Я привык к тому, что на меня лично возлагают ответственность за многое, что случается».
... К. П. Победоносцев родился в 1827 г. в Москве. Дед его был священником Звенигородского уезда, отец – профессором словесности Московского университета. С раннего детства его окружала атмосфера церковности, которая глубоко и крепко проникла в его душу, оставив неизгладимый след и направив ее по определенному пути служения тому сословию, из которого он вышел. Под руководством отца он получил основательную домашнюю подготовку и был определен в училище правоведения, которое окончил в 1846 г.
Свою службу он начал в одном из департаментов Правительствующего сената, а в 1853 г. вернулся в Москву. К этому времени относится и начало его литературной деятельности. В нем обнаружился большой талант и широкие юридические познания, выдвинувшие его в ряд первоклассных отечественных цивилистов. Он печатался на страницах «Русского вестника» по вопросам истории крепостного права в России, реформирования гражданского судопроизводства. В 1859 г. его пригласили в Московский университет на кафедру гражданского права. Вскоре ему предложено было преподавать законоведение наследнику-цесаревичу Николаю Александровичу и великим князьям Александру Александровичу и Владимиру Александровичу. Это было важным моментом в жизни Победоносцева.
Чтение лекций наследнику-цесаревичу обратило на него внимание императорской семьи, и в 1863 г. ему поручается сопровождать Николая Александровича в его путешествии по России. Результатом этой поездки стала написанная книга «Письма о путешествии государя наследника-цесаревича по России». Б. В. Никольский, известный общественный и политический деятель того времени, в статье, посвященной литературной деятельности К. П. Победоносцева, отмечал замечательное своеобразие его слога: «...Он обладает удивительным искусством писать какими-то несомненными словами, ...его слова не отстают от мыслей, не обгоняют их... Как стилист, он, можно сказать, чеканит свои мысли». И Глинский ставит технику письменной речи Победоносцева в один ряд с такими виртуозами русского слова, как И. Аксаков и М. Катков, «с тем лишь отличием, что в его изложении мыслей постоянно проглядывало тяготение к церковным оборотам речи и духу нашей церковной словесности». Надо сказать, что стройность мысли, образность слога Победоносцева ценил и Александр III, а затем и Николай II. Так, когда нужно было подготовить какое-либо поздравление, приветствие, ответ на письмо, причем это должно быть нечто неординарное, то к такому делу призывался Константин Петрович Победоносцев. А его вдохновенные публичные выступления вызывали необычайный резонанс в обществе. Например, торжественная речь 15 июля 1888 г. в Киеве по случаю 900-летия принятия христианства на Руси; речь, произнесенная на заседании Русского исторического общества 26 февраля 1895 г. в память скончавшегося в 1894 г. императора Александра III.
По переезде в Петербург Победоносцев был назначен в 1865 г. членом консультации при Министерстве юстиции, с 1868 г. – сенатором одного из департаментов, в 1872 г. он стал членом Государственного совета, а с 1880 г. – обер-прокурором Св. Синода и членом Комитета министров. Глинский обращает наше внимание на тот факт, что до того времени обер-прокурор Св. Синода, хотя, по своему назначению в управлении делами православного ведомства, занимал пост, почти равный министерскому, не считался, однако, членом Комитета министров. Предшественник К. П. Победоносцева граф Д. А. Толстой был членом Комитета министров лишь по званию министра народного просвещения, между тем как К. П. Победоносцев был сделан членом Комитета лично.
Будучи сотрудником трех императоров в определенной сфере государственного управления, обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев не ограничивался, однако, отведенной ему областью государственных дел. Как пишет Глинский, «и по званию члена государственного совета, и как лицо, приближенное к своим державным вождям, и как человек-гражданин со строго определенным мировоззрением, он проявлял интерес и оказывал свое влияние по самым разнообразным отраслям отечественной жизни, подавая по всем важнейшим вопросам управления свой независимый и убежденный голос». Например, порицал питейную реформу С. Ю. Витте, утверждая, что «не подобает царской казне богатеть за счет порока, болезни и несчастной слабости трудящегося населения». И уйдя в отставку с поста обер-прокурора Св. Синода в 1905 г., до самой своей кончины, он продолжал служить государю и Родине, следя за всеми явлениями внутренней жизни страны.
Кроме печатных работ, по преимуществу юридического характера, К. П. Победоносцев уже в 1861 г. начинает публиковать свои работы и по вопросам религиозно-нравственным. Он издает перевод книги Тирша «Христианские начала семейной жизни» (1861), перевод с латинского сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (1869), который выдержал семь изданий. Эта книга содержала еще составленные Победоносцевым примечания и избранные размышления духовных писателей, библиографический указатель.
В 1868 г. им был издан «Курс гражданского права» в двух томах, который также претерпел несколько изданий. Это сочинение считалось в те времена классическим произведением русской юридической литературы и получило высокую научную и практическую оценку специалистов. Победоносцев в изложении курса применил, как бы мы сейчас сказали, сравнительно-исторический метод. Каждый институт гражданского права он рассматривал в римском, французском и германском праве. Установив основную идею института, он переходил к изложению русского законодательства в этой сфере. Таким образом, читатель судил, в чем русский закон учреждения соответствует или не соответствует общему его типу. В «Курсе» нашли также отражение требования, которые предъявлял К. П. Победоносцев к русским ученым в области изучения отечественного права, какие цели он им ставил и как он смотрел на их призвание, их долг перед родиной. Так, например, автор «Курса» сожалел о том, что русские юристы часто пренебрегают изучением памятников русского законодательства, а питаются из источников иноземных, тем самым «незаметно воспринимают они в себя понятия, возникшие посреди истории чужого народа, усваивают начала и формы, на чужой почве образовавшиеся и связанные с экономией такого быта, который далеко отстоит от нашего. Естественно, отсюда родится ложное понятие о потребностях нашего юридического быта и о средствах к их удовлетворению, пренебрежение или равнодушие ко всему, чего не знают, и преувеличенное мнение о пользе и достоинстве многого такого, что хорошо и полезно там, где нет соответствующей почвы и соответствующих условий исторических и экономических».
Среди других работ К. П. Победоносцева, написанных им в 80-е гг. по разным вопросам юридической практики, Б. Б. Глинский называет «Некоторые вопросы, возникающие по духовным завещаниям», «Юридические заметки и вопросы по наследственному и завещательному правам», «Судебное руководство», «Исторические исследования и статьи» и др.
В последующие десятилетия он выступает и в литературе, по преимуществу с вопросами церковными, педагогическими и нравственно-религиозными, и создает в этой области ряд трудов «значительной важности»: «Историко-юридические акты эпохи XVII и XVIII веков» (1887), «История Православной Церкви до разделения церквей» (1891), «Праздники Господни» (1893), «Победа, победившая мир» (1895), воспоминания «Вечная память» (1896), собрание главных статей о Церкви и государстве «Московский сборник» (1896), «Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета» (1897), «История детской души» (1897), «Новая школа» (1899), «Воспитание характера в школе» (1900), педагогические заметки «Ученье и учитель» (1900-1904), «Призвание женщины в школе и обществе» (1901), «Экскурсии в русскую грамматику» (1904), «Откуда нигилизм» (1904). Многие из названных произведений выдержали от 2 до 8 изданий, а книга «Московский сборник» переводилась на немецкий, французский и английский языки. К. П. Победоносцев печатался достаточно активно и во многих журналах: «Московских ведомостях», «Журнале Министерства юстиции», «Русском архиве», «Русском обозрении».
Центральное место из всех перечисленных выше произведений, где изложено его полное религиозно-философское и политическое кредо, занимает «Московский сборник». В нем автор анализирует все основы западноевропейской культурной жизни того времени, приходит к полному их отрицанию и делает попытку противопоставить им национально-русские идеалы, которые вытекают из толкования им исторических и церковных (по преимуществу) явлений русской жизни. Как пишет Б. Глинский, с каждой страницы «Московского сборника» Победоносцев призывает «к поклонению православию и русской исторической церковности и отвращению от тех якобы, по его мнению, ложных, западноевропейских благ, к которым в безумии мысли и вожделений стремится русский интеллигент». С ужасом и отчаянием видит Победоносцев вокруг себя ложь. Ложь – современное просвещение, ложь – демократия, ложь – современная периодическая печать, ложь – современный гласный суд, ложь – парламентаризм, ложь – жизнь без Христа, без Церкви, без веры! Но анализ «Московского сборника» – отдельная тема.
Конечно, важнейшим в жизни К.П. Победоносцева стал 1880 год, когда он, как уже говорилось, был назначен обер-прокурором Св. Синода и членом Комитета министров. По мнению Б. Глинского, приняв пост обер-прокурора, Победоносцев поднял его на значительную высоту, чего до него не было. Его предшественник, граф Дмитрий Андреевич Толстой, человек незаурядного ума и образования, но более деист, философ, чем убежденный христианин, действовал официально-формально в решении проблем ведомства православного вероисповедания, что сделало Церковь бессильной, а духовенство недостойным возложенной на него миссии (материальная бедность, приниженность и забитость, порою низкая степень интеллектуального и культурного развития священников). Победоносцев же – человек духовной среды, горячо верующий, страстно и убежденно исповедующий Православие, человек обширного ума и громадной эрудиции, – он сразу же потребовал от правительственных кругов почтения к церковным вопросам, к нуждам Церкви и ее представителям. Он считал, что значение церковности в русской жизни должно быть восстановлено, причем применительно к новому укладу государственности и общественности; духовенство должно быть обеспечено в материальном отношении, ему государство должно вручить духовно-нравственное воспитание народа, а для этого надо повысить образовательный уровень пастырей и т.д. (Теперь понятно, почему «просвещенных» оппонентов обер-прокурора возмущало воспитание детей в страхе Божием, – базаровы в дальнейшем куда больше пригодились. В настоящее время опять боятся пустить Православие в школы – вдруг вырастут патриоты, а не «граждане мира»).
Как государственный человек, К. П. Победоносцев считал, что Россия нуждается не в какой-либо радикальной ломке, а «в постепенном прогрессивном эволюционировании в смысле улучшения законодательства, нравственного и культурного усовершенствования исполнителей закона и тех, для кого он пишется, в исправлении нравов, или усилении церковного элемента жизни».
И свою программу Победоносцев принялся осуществлять с присущей ему энергией. «В воздухе запахло ладаном и постным маслом», – как говорили его оппоненты, не желавшие вытеснения с горизонта общественной жизни западноевропейских идеалов. Вокруг имени обер-прокурора стали слагаться темные легенды, которые, впрочем, он воспринимал спокойно, появились наименование за глаза «черный папа» и «великий инквизитор». Надо сказать, что и некоторые представители Церкви были недовольны начинаниями нового обер-прокурора, увидевши в нем «недреманное око». Как человеку очень скромной жизни, нетребовательному и с очень ограниченными запросами личного блага, ему претили разные самолюбия и тщеславия, которые он наблюдал в отношениях иерархов между собою, в их отношениях к государственной власти и в их оценке своего служения Церкви и народу. Скромный и тихий Победоносцев относился порою недружелюбно к тем представителям Церкви, деятельность которых складывалась слишком шумно и вызывающе (например, преосвященный Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский , отец Иоанн Кронштадский).
Излюбленным детищем Победоносцева была церковно-приходская школа, которую он считал центром народного просвещения. Этому делу он уделял наибольшее внимание, признавая его самым важным, т.к. оно делалось для народа. Главной заботой его в этом направлении были сельский священник и народный учитель, который явился бы проводником в народные массы христианских идеалов, нравственных начал и исторических национальных традиций. Идеалом такого учителя стал Сергей Александрович Рачинский (С. А. Рачинский был профессором ботаники в Московском университете, любим студентами, но променял профессорство на учительство в сельской школе.).
В своем очерке Б. Глинский представляет данные исследователя И. В. Преображенского из его «Статистической справки для соображений по вопросу о церковной реформе», напечатанной в «Церковных ведомостях» в 1905 и 1906 гг.: если в последний год царствования Александра II (1881) в России числилось 273 такие школы с 13 035 учащимися, то к концу царствования Александра III (1894) – 31 835 школ с 981 076 учащимися, а в 1902 г. – 43 696 школ с 1 782 883 учащимися. Кроме того, небывалых размеров достигло книжное церковное издательство: преобразованные петербургская и московская синодальные типографии ежегодно выпускали тысячи общедоступных дешевых изданий религиозно-нравственного содержания. Получило особое значение церковное строительство.
Однако, как мы знаем теперь, это не спасло народ от духовного опустошения, разнузданности и революционного буйства. Что же мог чувствовать человек, по выражению преосвященного Антония, «нравственно одинокий» в своих начинаниях по реформированию немаловажной в то время области отечественной жизни, видя пропасть между замыслом и конечным результатом? Как человек глубокого ума и твердых религиозных убеждений, К. П. Победоносцев хорошо понимал, к чему может привести расшатывание духовных основ отечества и всей своей деятельностью активно противостоял разрушительным действиям либеральной идеологии. Священники – участники революционного движения и ораторы на социал-демократические темы, экспроприация церковных и монастырских богатств, забастовки в духовных учебных заведениях, опустение храмов, оскудение пожертвований, развращение сельского населения, пронизывание его духом пугачевщины, падение нравственности и исчезновение духовно-нравственных запросов – вот та печальная действительность начала XX в., которую не предупредили ни церковно-приходская школа, ни поддержанные в материальном и социальном плане священнослужители, утратившие былое влияние на паству. По образному выражению Б. Глинского, Россию охватило острое психическое заболевание. (И Победоносцев знал об этой болезни, но не имел средств для ее лечения.) При этом он признает, что все-таки путь, по которому шел обер-прокурор Св. Синода, был односторонним, формальным, а методы – слишком механическими, да и не видны были люди с запасом идеалов, которые в дни смуты могли выступить «со словом примирения и учительства».
Тем не менее, кипучая энергия К. П. Победоносцева восхищает: как этот государственный деятель, вечно призываемый к самым ответственным правительственным проектам, неустанно трудившийся над отечественным государственным и церковным строительством, находил время для столь разнообразной и продуктивной деятельности в области научной мысли и литературной работы? Вот как характеризует его Е. Поселянин, известный духовный писатель. «Как частный человек он представлял собою высокий образец стройной жизни, вечного неустанного труда, непрерывной работы мысли... В его громадном кабинете... с письменным столом колоссального размера и другими столами, сплошь покрытыми бесчисленными книгами и брошюрами, становилось страшно от ощущения развивающейся здесь мозговой работы. Он все читал, за всем следил, обо всем знал... Как в человеке удивительно умном и достигшем отчасти мудрости, в нем не было кичливости ума и самомнения. И весь он был очень скромен и непритязателен. Несравненна была его устная речь: мягкая, образная, приятно-насмешливая и добродушно-ворчливая. Он говорил тем хорошим, чисто русским народным языком, каким теперь почти не умеют говорить...».
И каков же суд о нем потомков? – спросим мы. Перефразируя Б. Глинского, скажем, что политические бури как следствие отечественной непогоды, подняли пыль над всею поверхностью нашей Родины, и под этой пылью были погребены те, кто так или иначе своей жизнью и деятельностью был причастен к этим бурям. И, как нам кажется, дело потомков – очистить от пыли забвения и лжи их имена. Среди них и имя Константина Петровича Победоносцева.
Об авторе: Е. А. Колобанова, преподаватель Дальневосточного юридического института МВД РФ, редактор Вестника ДВЮИ МВД России
Иллюстрация: Православие.RU