О покаянии
Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий08.02.2008
ПОКАЯНИЕ
Духовная жизнь, как учит нас Священное Писание, начинается с покаяния. Не случайно святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, начиная общественное служение, обратился к людям с призывом покаяться, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф 3. 2). Через некоторое время Господь наш Иисус Христос, по достижении 30-летнего возраста также выходит на общественное служение, с тем же призывом обращается к Своим последователям. Почему Господь обращается именно с этими словами? Не «Радуйтесь!», не «Веселитесь!», не «Веруйте», а «Покайтесь!». Потому, что человек от рождения, как гласит нам Священное Писание, во грехах рожден. Во гресех роди мя Мати моя, по словам псалмопевца Давида (Пс 50. 7). Даже человек, только что родившийся, не совершивший никакого греха, уже несет в себе причасность к греху.
Грех – аномалия, зло, разрушающее человека, его безсмертную душу. Он всегда был препятствием, некой труднопреодолимой стеной, которая отделяет человека от Бога. И чем больше человек согрешает, тем больше стена укрепляется, растет, а значит, меньше возможностей становится ее преодолеть, чтобы вновь соединиться с Богом.
Господь, зная человеческие немощи, дал благодатные средства, которые помогают нам собственными усилиями, при помощи Божией, совершенствоваться и, в конечном итоге, соединиться с Ним. Это, в первую очередь, семь церковных Таинств, основателями и установителями которых являются Сам Господь и Святые Апостолы. Первое Таинство, о котором я хотел бы поговорить с вами – Таинство Исповеди.
БАНЯ ПАКИБЫТИЯ
Сегодня по всей нашей стране мы видим пробуждение людей от бездуховности. Ведь человек – существо духовно-телесное, состоящее из материальной оболочки (бренного тела) и невидимой бессмертной души. Если телу предназначено 70, от силы 80 лет, многие из которых – труд и болезни, то душа – вечна. Она создана Богом, как нематериальная духовная сущность, поэтому и живет вечно. Но человек в земной жизни в силу своих несовершенств допускает много оплошностей или грехов.
Все мы знаем, что наше физическое тело требует определенного очищения, говоря буквально – нуждается в бане. Таинство Исповеди, которое совершается каждым христианином – та же самая баня, но «баня пакибытия», то есть второго бытия, или обновления. Это Таинство установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф 18. 18).
Слава Богу, братья и сестры, мы, православные люди, имеем такую «баню пакибытия», чтобы очищать свою душу, которая засоряется значительно быстрее, нежели наше бренное тело, и нуждается, соответственно, в регулярном очищении.
Душа очищается, конечно же, не водой или мылом, и не шампунями. Душа очищается покаянием, самой действенной формой которого является Исповедь, когда мы, следуя заветам апостолов, приходим к священнослужителю, обладающему определенной благодатью, данной ему Богом через рукоположение, другими словами – через Таинство Священства. Архиереи и священники являются преемниками апостольского служения, поэтому они обладают властью «связывать» и «разрешать» грехи людские.
БРЕМЯ СТРАСТЕЙ
Святые Отцы говорят, что даже пожелание плохого нарушает наш духовный мир. Думаю, каждый из нас в большей или меньшей степени в этом убеждался. Действительно, когда человек подумает плохое, пожелает недоброе, он тотчас ощущает: что-то помрачилось в его душе.
Если человек не думает о раскаянии, грехи ложатся на его бессмертную душу и давят ее. В результате появляются страсти – гордыня, зависть, сребролюбие, леность и многие другие.
Наше общество заражено такими страстями, как пьянство, наркомания, воровство, бессовестное отношение к ближним, недобросовестное отношение к материальным ценностям, особенно к не своим. Это, братья и сестры, – проявление греховного бремени, которое ложится на душу человека. И каким бы человек не был умным, интеллектуально развитым, ему самому никогда не справиться с этим грузом, он может лишь притупить душевную боль.
К сожалению, большинство людей сегодня не знает о покаянии и таинстве Исповеди. Они выступают в этом случае один на один с диаволом, который значительно превосходит человека во всех отношениях: он и умней, и хитрей, и коварней, и сильней. Вступать с ним в поединок без помощника, конечно, безрассудно. Чтобы снять с себя бремя греха, люди пытаются уйти в виртуальный мир. Для этого сегодня используются все современные выдумки диавола – наркомания, пьянство, блуд, разврат и прочие беззакония, которые притупляют чувство вины за грех. Вроде бы человек освободился от тяжести, но грех никогда не исчезает в действительности, если за него не принести покаяние.
БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ
У нас есть благодатное средство, к которому мы, братья и сестры, должны прибегать как можно чаще – это Исповедь. Каждый христианин, который сознательно относится к этому великому Таинству, ощущает благодатность его воздействия на свою душу. После Исповеди он чувствует необыкновенную легкость, подъем, желание любить окружающих людей и исправить свою греховную жизнь, видит свои недостатки.
Бывает так, что человек начинает лукавить или скрывать свои грехи на Исповеди, пытаясь выгородить себя: «Да, я грешен, но этот человек помешал мне правильно жить, поэтому я и совершил грех».
Здесь надо сказать, что обязательным условием для таинства Исповеди является смирение. Это своего рода фундамент, на котором строятся все добродетели человека. Смирение, как никакая другая добродетель, приближает человека к Богу. Не случайно среди Заповедей Блаженства заповедь о смирении стоит на первом месте, как первая ступень на Лествице духовного восхождения: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5. 3). Нищие духом – это люди, которые со смирением осознают свою духовную нищету и прибегают к Богу как Подателю всяческих благ, чтобы Господь простил их недостатки, грехи и помог им стать на правильный духовный путь.
Давайте вспомним эпизод из Евангелия от Луки, где сказано, что со Христом повесили на крестах двух разбойников. Иисуса Христа повесили среди двух разбойников, чтобы этим опорочить Его и сказать, что Он – такой же, как эти убийцы.
Благоразумный разбойник, висевший справа от Господа Иисуса Христа, осознал свою духовную нищету, свое греховное падение и смиренно обратился к Господу. Он укорял разбойника, висевшего слева и поносившего Господа Иисуса Христа, говоря: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23. 41). Смиренное и раскаявшееся сердце уже было готово для того, чтобы в него проникла Благодать Божия, которая и привела его к покаянию, к этому начальному этапу на пути к исправлению.
Он обратился к Господу: Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое (Лк 23. 42). Он не просил о помиловании, так как знал, что его не заслуживает. Он просил просто вспомнить о нем. Это было истинное смирение, на которое Господь ответил: Нынче же будешь со Мною в раю (Лк 23. 43).
В приведенной Евангельской цитате, братья и сестры, содержится образец того, с каким чувством, с каким настроем мы должны подходить к великому спасительному таинству Исповеди. Мы должны помнить, что нет греха, который бы Бог не простил.
ИЗМЕНИ СЕБЯ
Господь прощает любой грех, если мы о нем сокрушаемся и желаем его исправить. Его милосердие безмерно. Всякий раз, когда мы очищаем свою душу от греха, она тот час заполняется Благодатью Божией.
Почему человек радуется после Исповеди, почему он вдохновлен, стремится сделать что-то доброе? Потому, что чистая душа, данная ему Богом, была засорена, а теперь очистилась.
Человек, исповедавшись, как правило, причащается Святых Христовых Тайн. Некоторые люди и, наверное, таких значительное число, думают: «Пойду исповедуюсь, а потом снова буду грешить, Бог простит». Не надо обманываться, братья и сестры. Бога никто никогда не обманет, Он поругаем не бывает. Если человек идет на Исповедь с таким настроением, то должного результата он не получит.
Тот, кто исповедовался таким образом и причастился, стал, как Господь говорит, Иудой, предателем. Он попирает великую Святыню. Ведь причастившись Святых Тела и Крови, он соединился с Самим Господом. Господь начинает жить в нем, начинает, не насилуя воли человеческой, подсказывать ему, что нужно делать.
Святое Причащение дает возможность человеку укрепить слабые силы. А человек, который не желает идти дальше, не хочет исправляться, лишь исполняет обряд. Это, братья и сестры, еще может быть прощено людям, которые только-только вступают на порог церковный и еще многого не знают. Но Господь знает все намерения, все побуждения, поэтому оценивает ситуацию объективно.
Слово «покаяние» с греческого языка переводится как «перемена». Оно предусматривает изменение человека. Тот, кто приходит к Богу с грузом грехов, должен иметь намерение измениться. Поэтому, если человек идет на Исповедь и думает, что сейчас он покается, а потом снова будет грешить, то, конечно, Исповедь будет недейственна. Если же человек идет с намерением перестать совершать тот или иной грех, хотя он еще очень слаб, и завтра по слабости он снова погрешит в том же самом грехе, но при этом будет сожалеть о совершенном и снова начнет каяться и сокрушаться, эта исповедь, братья и сестры, будет действенной.
Грех может повторяться не одну тысячу раз, особенно в случае застарелых страстей, которые стали, как говорят, второй натурой человека. Но если человек приходит на исповедь и сокрушается, и просит у Бога помощи, и причащается, то, конечно, он обязательно освободится от тех грехов, которые его мучают.
Земная жизнь дана нам для того, чтобы избавиться от греха, который живет в каждом без исключения человеке и оставляет негативный след в его деятельности. Апостол Павел по этому поводу говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек!... умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим 7. 19-25). Этот «закон греха», братья и сестры, нам нужно преодолевать. Люди созданы по Образу и Подобию Божию, как венец Творения, поэтому своей твердой волей и усердным трудом человек может достигать великих результатов. Святые, которых сегодня чтит наша Церковь, тоже были «во грехах рожденными», однако при помощи благодатного Таинства Исповеди и других Таинств они достигли того, что называется святостью.
ПРОЗРЕНИЕ
Я хотел бы заострить ваше внимание на таком моменте. Всякий раз, когда мы приходим на Исповедь, наша душа прозревает. В чем это выражается? Некоторые грехи мы прежде не замечали или не считали их грехами. Теперь нам становится ясно, что это – именно грехи. Господь в меру духовной зрелости каждого человека приоткрывает ему его пороки. Более того, Господь подсказывает, на что нужно обратить внимание в первую очередь.
Грехи из разряда смертных – гордость, зависть, сребролюбие, леность, блуд, убийство. Самый тяжелый грех, как это ни странным может показаться – гордость. Но именно гордость послужила причиной падения первых ангелов. Денница, ангел – предводитель всего небесного ангельского воинства, возгордился и возомнил, что он равен Богу. Тогда Господь низверг его с небес. Вместе с собою Денница увлек одну треть ангельского мира. Так появился дьявол и его служители – бесы.
Гордыня также послужила причиной падения наших прародителей Адама и Евы. Суть их грехопадения заключалась именно в гордыне. Как известно, заповедь Господня для Адама и Евы заключалась в послушании, но дьявол в образе змия соблазнил Еву, сказав: Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5). Ева нарушила заповедь послушания из-за желания стать равной Богу, т.е. из-за гордыни, другими словами, по причине отсутствия смирения.
***
– Как готовиться к Исповеди?
– Когда мы собираемся на Исповедь, это Таинство должна предварять молитва. Нужно призвать Господа, чтобы Он нам помог. Хорошо обратиться к своему Ангелу-хранителю, который помогает нам и вразумляет нас. Никогда не надо смущаться тем, что вы рассказываете о грехах, не просто рассказываете, а сокрушаетесь, сожалеете о том, что совершилось с вами. Ведь когда вы приходите к врачу, вы не стыдитесь ему рассказывать о своих болячках. Он интересуется, что предшествовало вашей болезни. Интересуется для того, чтобы установить точный диагноз и помочь вам. На Исповедь вы приходите к священнику, как к врачу.
***
– Можно ли на исповедь приходить со «шпаргалкой»?
– Церковь советует очень серьезно готовиться к исповеди. Существует такая практика: накануне исповеди, выбрав для этого время, спокойно подумать о своей жизни и вспомнить свои греховные дела и помыслы, записать их на небольшой лист бумаги. Он вам пригодится, если вы в момент исповеди что-нибудь забудете. Необходимо помолиться, чтобы Господь открыл вам ваши прегрешения и помог раскаяться.
Тем, кто только начинает приобщаться к церковной жизни, посоветую обратиться к соответствующей литературе.
В иконных лавках продаются книги об исповеди. В них перечисляются наиболее распространенные грехи.
Не думайте, братья и сестры, что с первого раза вы раскаетесь во всех своих грехах, их слишком много. Надо помнить, что главное в исповеди – не количество, а качество. Важно чистосердечное раскаяние и искреннее нежелание исповеданные грехи совершать снова.
Лучше всего начинать покаяние с момента совершения греха. Как только вы почувствовали, что совершили какой-то грех, укоряйте себя в этом, кайтесь Богу в содеянном, хотя бы мысленно, и просите Его прощения, тогда на Исповеди у священника вам будет гораздо легче.
***
– Как часто нужно исповедоваться и причащаться?
– Принято исповедоваться и причащаться во все посты, а их четыре в году. Конечно, желательно исповедоваться и причаститься в день своего Ангела, а также в день своего рождения.
Человек сегодня подвержен особому, массированному нападению со стороны диавола, который через СМИ, особенно через телевидение, развращает людей. И вы это видите невооруженным глазом. Поэтому причащаться желательно каждый месяц. В двунадесятые праздники хорошо причащаться, их как раз двенадцать. Но поскольку в основном вы – люди работающие, и не все великие праздники совпадают с выходными днями, то сами выбирайте удобное для вас время, чтобы причащаться достаточно регулярно.
***
– Полезна ли для ребенка до 14 лет частая Исповедь?
– Конечно, полезна, потому что это не просто беседа со священником, а Таинство, которое благодатно отразится на душе ребенка.
***
– Заставлять ли ребенка исповедаться, если он сам того не хочет? Есть ли польза от такой Исповеди и Причастия «по принуждению»?
– Есть. Ребенок ощутит детской, еще не запачканной большими грехами душой, что Исповедь – нечто важное и необходимое, и если он не сразу выразит словами свое впечатление – это не значит, что он не получит никакой пользы от Исповеди. Обязательно получит. Священник знаком с детской Исповедью и подскажет ребенку, что соразмерно его духовному и физическому возрасту, что ему необходимо делать.
***
– Как быть, если мой духовный отец болеет или занят? Отложить Исповедь?
– В порядке исключения можно пойти на Исповедь к другому священнику, чтобы не лишать себя радости общения с Богом. Исповедуйтесь ему так же искренне, как и своему духовнику. Может быть, вы не получите при этом такого духовного удовлетворения, какое бывает у вас от общения с вашим духовным отцом, но, тем не менее, это тоже священник, он такой же проводник Благодати Божией.
***
– Какую роль играет домашнее покаяние для очищения души?
– Это хорошая, добрая подготовка к Исповеди. Она помогает увидеть свою греховность, осознать и прочувствовать ее.
***
– Убийства. От начала рода человеческого ведется им счет. Страшными примерами полна литература – от библейской до современной. Неужели в самой человеческой природе заложены основы убийства?
– Господь не сотворил зла, Он сотворил все «добро зело». Именно грех, который вошел в душу человека, является началом, порождающим убийства, насильственные смерти и прочие беззакония. И то, что совершалось в Ветхом Завете – великое назидание. «Праведник яко финике процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится» (Пс 91. 13), – говорится в Библии.
А беззаконники будут наказаны, и имя их исчезнет. Это на страницах Священного Писания показано через исторические примеры. И мы, учась на этих примерах, должны избирать правильный путь.
***
– Может ли священник отказать в исповеди и когда?
– Да, если человек пришел просто поговорить, или когда он приходит пьяный. Спиртное всегда расслабляет человека, и ему хочется поговорить о себе и своих проблемах. Некоторые говорят, что только в нетрезвом виде могут рассказать о себе все, ничего не скрывая. Но Исповедь – это Таинство, и алкогольный «допинг» здесь недопустим. Священник может тактично отказать в исповеди неправославному человеку, потому что к любому Таинству допускаются только люди, крещенные в Православной Церкви. Других причин для отказа нет.
***
– Перед исповедью и причащением нужно всех простить и просить прощения. Если просишь прощения, а тебе не прощают – на душе неспокойно. Можно ли причащаться в этом случае?
– Когда вас просят – прощайте, а если вас не простили – это не ваши проблемы. Самое главное, братья и сестры, надо прощения просить не формально, а действительно сокрушаться. Был такой случай. Один инок пошел к другому. Между ними произошла ссора. Каждый из них ощущал гнетущее чувство, и тот, кто был меньше виновен, во всяком случае, он так считал, пошел к тому, кто был больше виновен. Идет и себя оправдывает: «Я хорошо сделал, что пошел, хоть и меньше виновен, а вот он не пошел. Но я все-таки пойду к нему, попрошу прощения».
Когда он пришел к иноку, постучал в келью, тот его даже не впустил. Оскорбленный, он пошел к своему старцу и говорит ему: «Я, отче, ходил, а он меня не принял».
Старец его спросил: «А что ты думал, когда шел к нему?» Инок ему все свои мысли честно открыл.
«А теперь, – сказал старец, – пойди к нему и себя осуждай, а его оправдывай». Инок так и сделал. Он еще не дошел до кельи, как ее двери распахнулись, второй инок бросился ему на шею, и примирение состоялось. Господь, видя глубокое раскаяние, дал инокам настоящее покаяние, вразумил их и произошло примирение.
Это хороший назидательный пример, который советую всем вам помнить. Не оправдывайте себя, даже если вы меньше виновны. Тогда польза от покаяния будет огромной.
***
– Если исповедь становится формальной, что делать?
– Формальность исповеди зависит от каждого из нас. Прежде всего, к исповеди нужно подходить с глубокой верою, независимо ни от чего. Некоторые смущаются, когда приходят к священнику, а он, как всякий человек, может быть не в настроении, может быть, день был трудный, много искушений и т.д.
Человеческое в священнике всегда присутствует, поэтому он может проявить невнимание к вам. Это неправильно. Тем не менее, священник имеет благодать, которая ему дана в Таинстве Хиротонии (посвящения в священники). Не надо сомневаться в действительности Таинства Исповеди, оно совершается по вере нашей.
Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).
Фото: Официальный сайт Читинской и Забайкальской епархии