Хабаровск православный Журнал Праздник обновленной жизни во Христе

Праздник обновленной жизни во Христе

17.01.2007

Крещение (или Богоявление) празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост. Это один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника - «Епифания» (явление) или «Теофания» (Богоявление). Его называли также «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы», ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный...

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» означает по-гречески «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произошли все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать: водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Иоанн Креститель, или Предтеча, последний ветхозаветный пророк, был на полгода старше Иисуса Христа. В тридцать лет он получил повеление от Господа: идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором пришествии в мир Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече покаянием и крещением. И тех, кто верил словам его, искренне каялся и пытался исправить себя добрыми делами, Иоанн крестил в Иордане, то есть погружал в воду с возложением своей руки на голову крещаемого.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Пришел к нему и Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

«Итак, за нас и для нас Он исполнил всякую правду; и нас учит точно исполнять Божию правду; для нас принял крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в крещении, нам показать нужду в нем, освятить воды и навсегда дать им силу освящения; чтобы дать нам обновление Духом Святым и освятить нас, чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святого, не имевшего на земле где голову приклонить, по причине крайнего развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным» (св. Иоанн Кронштадтский).

Церковь в праздничных песнопениях в этот день богословствует: «О, Креститель и вопрошатель, не к прекословию, но к служению немедленно, сейчас, благоуготовься, ибо теперь увидишь, что совершаю. Здесь живописую тебе радостный и пресветлый образ Церкви Моей, подавая деснице твоей силу, которую после этого подам рукам учеников и священников. Показываю тебе ясно Святого Духа и глас Отца даю услышать тебе, извещающий обо Мне, как об Истинном Сыне, и вопиющий: Сей есть Свет Неприступный» (кондак на праздник Богоявления святого Романа Сладкопевца, Византия, VI в.). И далее: «Когда Ты явился телом, освятилась земля, воды приняли благословение, небо просветилось; род человеков горького мучительства вражия избавился. Новотворишь земнородных Новый Адам - Сам Создатель - огнем и Духом и водою совершая странное возрождение и обновление чудное. Духом Святым души животворишь, водою же освящаешь тело сложное, исправляя словесное животное - человека» (Минея служебная, январь).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник Божий», - подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски - то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий».) Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый крещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Крещение - это начало восстановления первоначального образа Божиего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.


Церковь, Богословие