Хабаровск православный Журнал Предмет «Основы православной культуры» как средство сохранения россиянами-дальневосточниками культурной и национальной идентичности

Предмет «Основы православной культуры» как средство сохранения россиянами-дальневосточниками культурной и национальной идентичности

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк

31.12.2007

Решение вопроса о введении в школьную программу культурологического предмета Основы православной культуры заключается в наличие или отсутствие у государства готовности нести ответственность за духовно-нравственное состояние нашего народа. От того, желает ли государство заботиться не только об образовании, но и о воспитании своих граждан, или же самоустраняется от него, отдав эту важнейшую сферу на откуп случайным людям.

При решении данного вопроса необходимо понимать, что потеря твёрдого государствообразующего и культурообразующего стержня, каким для России всегда была православная культура, ведёт к потере самобытности, к обезличиванию народа и к распаду государства. Отход от традиционных духовно-нравственных российских ценностей приводит к утрате людьми жизненных ориентиров, к потере ими смысла жизни, к формированию поколения потребителей и эгоистов, неспособных защищать своих близких,  свою страну и развивать её. Когда нравственное воспитание молодёжи происходит не на примерах героев и святых, а на примерах персонажей сериалов и боевиков, иного результата ожидать трудно.

Отсутствие знаний о духовных корнях нашего Отечества приводит к религиозному невежеству. Оно, в свою очередь, порождает множество других уродливых явлений. Среди них – экстремизм и сектантство. За примерами и первого, и последнего далеко ходить не надо. Сводки новостей пестрят сообщениями об очередных акциях радикально настроенной молодёжи, о сектантах, заживо хоронящих себя под землёй вместе с детьми и так далее.

<>Сегодня много говорится о возрождении лучших отечественных традиций в области государственного строительства. Давайте обратимся к опыту решения вопроса духовного просвещения российского народа в прежние века.

Для нас, дальневосточников, особенно близок опыт освоения Россией её восточных территорий и органичного включения их аборигенов в многонациональную семью её народов. Когда полтора века назад под руководством графа Н.Н. Муравьёва-Амурского по всему Дальнему Востоку строились новые города и селения, в них тут же возводились православные храмы и устраивались церковно-приходские школы. Святым равноапостольным Иннокентием (Вениаминовым), сподвижником Муравьёва-Амурского, была организована активная миссионерская деятельность среди коренного населения этих земель. Православные миссионеры, духовно просвещая аборигенов, также несли им достижения европейской науки, техники, медицины, культуры. Они создавали для них алфавиты, переводили на их языки книги, строили школы.

К слову, собственная культура местных племён при этом не разрушалась, но тщательно сберегалась и получала новый импульс для своего развития. Обращение в Православие для них не означало русификации и утраты самобытности. Живым примером этого служат православные корейцы острова Сахалин, по сей день сохранившие такие древние традиции своего народа, которые оказались утраченными в обеих Кореях.

Всё это говорит о том, что в то время существовала и проводилась в жизнь вполне определённая концепция освоения Россией Дальнего Востока. Государственные мужи той эпохи ощущали свою ответственность и за российских переселенцев, и за коренные народы новых земель, а потому заботились о духовно-нравственном просвещении и тех, и других. Они понимали, что Православие является государствообразующией и культурообразующей религией нашей страны. И что России никогда не удастся закрепиться на осваиваемых территориях без воспитания дальневосточников в традиционных ценностях православной культуры.

Обратимся ко дню сегодняшнему. Сейчас для Дальнего Востока введение в школьную программу предмета Основы православной культуры даже более важно, чем для европейской части России. Дело в том, что в западных областях нашей страны даже после долгого засилья воинствующего безбожия сохранилось множество следов традиционной российской культуры. Это и многочисленные памятники архитектуры, и богатейшие музейные коллекции, и исторические места, связанные с ключевыми событиями отечественной истории. А на Дальнем Востоке всё это в значительной степени утрачено. До революции 1917 года традиционная российская культура не успела ещё пустить глубоких корней в не так давно освоенных землях. В советский же период она активно уничтожалась.

В итоге сегодня Дальний Восток в культурном отношении слабо связан с европейской Россией. Оторванность нашего региона от очагов традиционной российской культуры приводит к весьма печальным последствиям. Это либо культурный нигилизм, индифирентность к  родной старине и ориентация на заграницу, либо другая крайность: псевдо-традиционализм в духе сектантства и экстремизма.

Потому не случайно на Дальнем Востоке России в процентном отношении неизмеримо большее количество людей вовлечено в различные деструктивные культы и секты, нежели на Западе нашей страны. Сектанты, активно финансируемые из-за рубежа, массировано проникают во властные структуры, в сферу образования и делают всё для развала нашей нации. И у дальневосточников, по указанным причинам, почти отсутствует иммунитет против этой духовной агрессии.

Исходя из всего сказанного, отсутствие в школьной программе предмета Основы православной культуры может обернуться для российского Дальнего Востока духовной катастрофой. Исторический опыт показывает, что только традиционные ценности Православия могут быть объединяющим началом в нашем государстве. Поэтому введение в дальневосточных школах Основ православной культуры является делом государственной важности. Именно эта культурологическая дисциплина способна сегодня помочь восстановить культурную связь Дальнего Востока с европейской частью России.

Стратегическую важность данной задачи невозможно переоценить. Российский Дальний Восток – это уникальная территория, от которой во многом зависит будущее нашей страны. В XXI веке векторы политической и экономической жизни России все более и более смещаются в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. Потому нашему государству должно быть глубоко небезразлично, каким будет новое поколение дальневосточников: космополитами, «не помнящими родства», или высоконравственными людьми, готовыми к жертвенному служению своему Отечеству.

Сегодня целенаправленным духовно-нравственным просвещением населения Дальнего Востока занимаются только Русская Православная Церковь, совместно с небольшим количеством губернаторов с государственным подходом,  а также отдельные энтузиасты на местах. Опереться в этом деле на государственную политику пока невозможно.

В Приморье, например, около сорока школ уже ввели в свою программу Основы православной культуры. Но в нынешних условиях они могут преподавать этот важнейший культурологический предмет лишь как внеклассный. И возможность его преподавания зиждется пока только на личных связях школьного руководства и епархиальных властей и на желании родителей. Люди хотят, чтобы их дети изучали эту дисциплину, но чиновники от образования не дают им делать это официально.

Свидетельством желания дальневосточников, чтобы их дети приобщались к духовным корням нашей культуры, является и количество заявлений, подаваемых ежегодно в воскресные школы. Их в последнее время так много, что принять всех детей просто нет возможности, хотя воскресные школы существуют практически при каждом храме. Потому только включение Основ православной культуры в программу общеобразовательных школ способно удовлетворить стремление жителей Дальнего Востока к духовно-нравственному просвещению своих детей.

Во Владивостоке и Якутске существуют духовные училища. Вместе с Хабаровской семинарией они способны принять участие в создании  единой системы духовного образования на Востоке России. Это может значительно облегчить подготовку преподавательских кадров по предмету Основы православной культуры в масштабах всего Дальнего Востока. При разработке учебных пособий и материалов по Основам православной культуры также окажется полезным опыт Владивостокской православной гимназии. Объединение усилий сферами светского и духовного образования, востребованность возможностей Церкви со стороны государства должны принести свои плоды.

Церковь готова всеми силами содействовать государству в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. То есть тех людей, в чьих руках уже скоро окажется судьба нашей страны. История российского Дальнего Востока, как и России в целом, содержит множество положительных примеров, связанных с Православием. И нам хочется, чтобы наши дети воспитывались именно на них, становясь подражателями первопроходцам, подвижникам, миссионерам, просветителям, исследователям, – всем тем, кто бескорыстно отдавал себя на служение Богу, людям и прославлению своего Отечества!

Источник публикации и иллюстрации: »Православие на Дальнем Востоке»


Общество