в учебно-воспитательном процессе ссуза
Реализация нравственного потенциала русского языка
в учебно-воспитательном процессе ссуза
Власова Ольга
22.08.2007
Доклад на научно-практической конференции «Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка» (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
Социальные потрясения в обществе не обошли стороной и сферу образования. Они вторглись в устойчивую систему традиционного воспитания, разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с молодежью. Стремление к крайностям, которое всегда было свойственно русскому менталитету, особенно проявилось в прошлом столетии, когда неоднократно мы торопились до основания разрушить старое, не заботясь извлечь из-под обломков что-то ценное и нужное, и не всегда понимая, что новое необходимо выстроить на месте разрушенного. Нам казалось, что мы уходим от шаблонов и стереотипов, отменяем формализм и заорганизованность, а оказалось, что мы практически разрушили целостность системы воспитания молодежи. Прежние идеалы ушли в прошлое, а новые порой сомнительны. И в растерянности мы остановились перед цинизмом, откровенным потребительством, нравственной распущенностью, агрессивным нигилизмом значительной части нашей молодежи. И замечательно, что мы все чаще и чаще говорим о проблемах воспитания, ищем новые пути, раскрываем потенциал того, что имеем.
2007 год объявлен годом русского языка, языка, в котором заложен огромный нравственный потенциал. На мой взгляд, реализация этого потенциала возможна лишь тогда, когда учитель научится сам и научит своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.
В начале текущего учебного года я предложила студентам нашего колледжа, написать творческие работы на очень простую общую тему «Русский язык для меня – это...». При выполнении этой работы студентам предлагалось поразмышлять над тем, лексика какой эмоциональной окрашенности ими чаще употребляется, интересуют ли их истоки слов, задумывались ли они о том, какую информацию о них людям и им о людях дает речь.
Результат оказался весьма показательным: подавляющее большинство студентов отметили, что никогда не задумывались над этими вопросами. Язык есть – и все. Как данность, как средство общения. И для нас это повод задуматься: ведь отсутствие какого-либо отношения – это ни что иное, как равнодушие. Наши дети, да и подавляющее большинство взрослых, равнодушны к языку, носителями которого они являются. И именно в этом, на мой взгляд, причина загрязнения нашего языка и нецензурной лексикой, и жаргонизмами, и арготизмами. Ведь если имеет место равнодушие, то нет места бережному отношению, пониманию, любви ,в данном случае, к языку.
Далее. Некоторые студенты отметили, что воспринимают язык только как сложный учебный предмет, как систему правил, которые надо выучить. И особенно печально для меня было прочитать в одной из работ: «Русский язык – это ужасно, он трудный и сложный». Утешает только то, что студентка, вероятно, имела в виду именно предмет, а не язык как национальное явление.
Отсюда и наша главная задача при раскрытии нравственного потенциала языка: научить студентов любить язык как нечто живое, чувствующее, страдающее от нашего невнимания, грубости.
А начинать надо, на мой взгляд, с того, что и самим, обучая студентов нормам языка, формируя навыки грамотной письменной и устной речи, помнить о воспитывающем начале слова, а порой и отдельных морфем.
Один небольшой пример. Говоря о правописании приставок, обратить внимание на одно из значений приставки «со-». Это значение совместности действий и чувств. В русском языке много слов, где приставка имеет именно это значение: сострадание, сочувствие, согласие, соотечественник, соболезнование. Таких слов много в русском языке, а значит испокон веков русскому народу свойственны чувства, называемые этими словами. И если сейчас мы порой разобщены, испытываем чувство разъединенности и отчуждения, если слова эти редко употребимы, значит, нам есть о чем задуматься и постараться возвратить эти слова, а значит, чувства и действия не только в наш язык, но и в нашу жизнь.
Корень... Морфема, значимая часть слова. И орфограммы, связанные с его написанием. Но это слово таит в себе большой нравственный потенциал и его можно и должно раскрыть на уроке. Человек тоже имеет корни. Задумываются ли об этом наши студенты? Думаю, не всегда. Наша задача – подтолкнуть к таким размышлениям. Человеческие корни – это родная земля, Отечество, отечественная история и культура. И как растение без корней гибнет, как слова не существует без корня, так и человек, теряющий корни, обречен на нравственную гибель. Для того, чтобы сказать это, нужна всего лишь минута, но это маленький кирпичик в фундамент нравственного воспитания, это обязательно отложится в сознании молодых людей.
Говоря о способах словообразования, уместно подобрать примеры нравственного звучания, например: благодарить, благотворительность, благоустройство. Значение этих слов лежит на поверхности, надо только обратить внимание студентов на возможность и необходимость творить добро, благо. В русском языке можно найти множество примеров, когда в слове заложен безграничный нравственный потенциал, надо только не забывать использовать его.
Однажды на уроке мы со студентами работали со словосочетанием «причинять боль» и вдруг кто-то из студенток тихо произнес: «наверное, это связано как-то со словом причина». Дальше мы развили ее мысль, и все вдруг поняли, что бывают моменты, когда именно ты становишься причиной чьей-то боли. Я попросила студентов про себя произнести слова: «Я – причина боли», – и спросила, какие чувства они испытали. Варианты ответа: стыд, неловкость, какой-то дискомфорт. И я надеюсь, что, может быть, этот маленький эпизод урока остановит когда-нибудь их, готовых причинить боль близкому или чужому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Приучая детей слушать слова нравственности, смысл которых не понят, а, главное, не прочувствован, мы подготавливаем людей безнравственных». И нельзя с ним не согласиться.
Я представляю систему среднего профессионального образования. В наших учебных заведениях обучаются студенты не только на базе одиннадцати, но и на базе девяти классов. А это значит, что преподаватели имеют возможность использовать нравственный потенциал русского языка и на уроках литературы.
У настоящего мастера в произведении нет ни одного случайно или впопыхах оброненного слова. Вспомним эпизод из романа Достоевского «Преступление и наказание», когда Раскольникова ударили кнутом. Фраза из эпизода: «Кругом, разумеется, раздался смех», – одного слова было достаточно, чтобы подчеркнуть, что в мире, окружающем Раскольникова нет места слову или хотя бы молчанию сочувствия, сострадания. Это пример для наших студентов. Пример не многословия, подчас совсем ненужного, а тщательного подбора слов в своей речи.
Есть такая пословица: «К пустому колодцу люди не ходят». Здесь можно увидеть нашу задачу: помочь нашим студентам увидеть наполненность колодца русского языка – наполненность красотой, свежестью, особым звучанием.
В системе среднего профессионального образования для этого сделано, на мой взгляд, немало. Долгие годы бывший факультативным, курс русского языка последние несколько лет является обязательным для студентов. Это дает возможность скорректировать в определенной мере грамотность студентов, расширить их лексический запас. Это позволяет работать и над профессиональной лексикой будущих специалистов. Замечательно, что для студентов, обучающихся на базе 11 классов, введен предмет «Русский язык и культура речи». И на этих уроках мы делаем акцент на то, что владение словом, владение хорошей речь мо многом определяет успешность профессиональной карьеры. Студенты знакомятся с особенностями ораторской речи, постигают правила подготовки к выступлению, приобретают навыки формулирования тезисов выступления и подбора аргументации, учатся ситуативной и психологической уместности речи.
Во многих учебных заведениях среднего профессионального образования проводятся Дни славянской письменности и культуры. Традиционным стало проведение краевых олимпиад по русскому языку, культуре речи и литературе.
И еще хотелось бы сказать об одном: преподаватель любой дисциплины, общеобразовательного или профессионального цикла, должен подавать своим студентом пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей. Прав К.Д. Ушинский: «Учителя и бездумно орудующие словом и излишне украшающие свою речь, и косноязычные, одинаково опасны для ребенка, даже если и не имеют дурных намерений».
Уважаемые коллеги! Мы живем в непростое для нас и для нашего языка время. Но справедливо отмечено в резолюции Х Всемирного Русского Народного Собора «Не случайно главные, судьбоносные литературные откровения относительно родного языка рождались именно во дни сомнений, «во дни тягостных раздумий о судьбах нашей Родины», как у Тургенева, во дни революционной смуты, как у Бунина: «Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный – русскую речь»». И я верю, что пройдет время, и все грубое, наносное уйдет из нашего языка и он вновь засверкает всеми гранями своего совершенства.
Об авторе: Власова Ольга Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе Хабаровского технологического колледжа, преподаватель русского языка (г. Хабаровск)
При подготовке публикации использованы фотоматериалы интернет-сайта школы № 735 г. Москвы