Хабаровск православный Журнал Религиозные основы нравственности

Религиозные основы нравственности

Квашнин Михаил

09.03.2007

Определяющим началом в жизни каждого человека и общества в целом является нравственность. Ибо все в обществе и государстве – культура, политика, экономика – в своем благополучном течении находится в прямой зависимости от нравственных принципов, по которым живут люди.

Что же такое нравственность? Можно сказать, что нравственность – это способность человека различать добро и зло и следовать добру. Но тогда встает вопрос: что нужно считать добром, а что злом? Добро относительно, субъективно или абсолютно? Какова же основа добра? Как ее обрести и где почерпнуть силы для того, чтобы не только узнать: что есть добро, но и исполнить его?

Нередки рассуждения о том, что нравственность возможна сама по себе, что нравственность вовсе не обязательно связана с религиозными убеждениями человека. На такие возражения великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский отвечал: «Исходила… нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью… Вы скажете, что и «в общественных учреждениях», и в сане «гражданина» может заключаться величайшая нравственная идея, что «гражданская идея» в нациях уже зрелых, развившихся, всегда заменяет первоначальную идею религиозную, которая в нее и рождается и которой она по праву наследует. Да, так многие утверждают, но мы такой фантазии еще не видали в осуществлении. Когда изживалась нравственно-религиозная идея в национальности, то всегда наступала панически трусливая потребность единения, с единственной целью «спасти животишки» – других целей гражданского единения тогда не бывает».

Однако это вовсе не означает, что нравственными могут быть лишь люди, имеющие христианское или вообще религиозное мировоззрение. О том, что нравственность в той или иной степени присуща всем людям, говорят нам и опыт повседневной жизни, и Библия. В частности апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15).

По христианскому учению совесть – это голос Божий, врожденный нравственный закон. Конечно, прирожденною может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые нравственные понятия и идеи.

Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание и влияние предшествующих поколений, наиболее же всего на основе религиозного чувства. Причем эти воздействия могут как совершенствовать наши нравственные начала, укреплять совесть, так и разрушать нравственность и ослаблять голос совести. Этот голос может заглушить в себе и сам человек. Священное Писание называет таких людей людьми с сожженной совестью (см. 1 Тим 4:2). Чтобы сохранить норму нравственного закона от повреждения и приспосабливания под сиюминутные желания людей, Бог запечатлел нравственный закон в Священном Писании в виде совершенно конкретных требований. Библия учит нас тому, как нужно относиться к себе, к Богу, и к окружающему миру для того, чтобы действительно уподобиться Богу, обрести полноту жизни, счастье и гармонию бытия.

Человек, исполняющий нравственный закон, никогда не бывает одинок, он не брошен на произвол судьбы. Ибо Бог не оставляет Свое творение. Он присутствует в нашей жизни и реально помогает каждому, кто сохраняет с Ним живую связь. Благодаря этому человек, не смотря ни на какие трудности остается способным развивать свои духовные качества, становиться гармоничной личностью, уподобляться Богу и через свою жизнь совершенствовать окружающий мир. Таково мировоззрение православного человека, таково учение Церкви.

Что же мы наблюдаем в секулярном мире? По словам известного русского богослова и философа протоиерея Сергия Булгакова: «Современное мировоззрение отвергло всю религиозную основу христианского учения, вытравило везде божественную веру, но удержало те его стороны, которые непосредственно относятся к человеку: удержало любовь к ближнему, обозвав ее альтруизмом, веру в божественность человека, произведя его в человекобога, веру в спасение человечества, настаивая на учении о прогрессе. Удалены, казалось бы, лишь религиозные суеверия, осталось же все существенное, по крайней мере, для современности… Но не рушится ли без фундамента и постройка, не ползет ли почва из-под ног современного человечества?.. С того времени, как отвергнута была религиозная санкция морали, Божия заповедь как нравственная норма, перед сознанием стал вопрос о добре и зле, о морали и о долге как ее основе… В тех мировоззрениях, которые лишены всякой религиозной окраски, проблема морали принимает характер совершенно безнадежный: мораль приходит к самоупразднению, отвергая идею долга и заменяя ее идеей интереса, личного или группового, инстинктом звериного самосохранения». Ф.М. Достоевский по этому поводу сказал: «если нет Бога, то все позволено».

О том, что случается с нравственностью отдельного человека и общества в целом при потере Бога, нам свидетельствует история нашего государства: когда в 1917 году власть захватили безбожники, они сначала подняли народы России на кровопролитную гражданскую войну, а после превратили страну в грандиозный концлагерь. И все во имя социальных, философских идей, лишенных религиозного нравственного начала.

Атеизм, сколько бы он теоретически не говорил о гуманности, на практике оказался явлением античеловеческим, и, если страна тогда окончательно не погибла, то лишь благодаря тому, что Россия оставалась верна христианской идее по своей морали, законам, культуре. Хоть государство и отвергло веру и религию, но не смогло истребить из народной души нравственные христианские ценности и даже частично религиозный культ.

Какова же вкратце христианская основа нравственности? Нравственная планка христианина очень высока, он призван быть таким же как и его Бог. Сам Господь Иисус Христос так говорил об этом: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:43-45,48).

Да, христианские нравственные законы задают весьма высокую нравственную планку для совершенствования личности, но именно эта их высота является устойчивым ориентиром для христианина в его земной жизни.

Хотелось бы в этом отношении, завершая доклад, привести слова гениального ученого-хирурга Н.И. Пирогова: «никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа; нельзя не почувствовать, что они не от мира сего. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости остается вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира чрез внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса».

Доклад студента Хабаровской духовной семинарии М. Квашнина на Круглом столе по вопросам нравственности 1 марта 2007 года


Общество