в деле развития православного образования на Дальнем Востоке
Значение опыта и наследия святителя Иннокентия Московского
в деле развития православного образования на Дальнем Востоке
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк
06.04.2007
Доклад на II Иннокентьевских образовательных чтениях «Традициям предков верны...». Биробиджан, 29 марта 2007 г.
1. Вступление
В последнее время в России начался постепенный возврат к Православной вере и к историко-культурному наследию наших великих предков. Ко многим пришло осознание того, что именно Святое Православие всегда являлось и является главным культурообразующим и государствообразующим фактором в нашей стране. Что, отходя от Церкви Христовой, отказываясь от своего духовного фундамента, мы начинаем терять свой народ, свою культуру и своё государство. В связи с этим остро встаёт вопрос об укреплении и развитии православного образования, ибо без этого не может состояться духовное просвещение современной России.
Тема возрождения духовного образования как никогда актуальна и для нас, дальневосточников. Освоение российского Дальнего Востока с XVII по начало XX века было неотделимо от его христианизации и просвещения коренных народов. Русские первопроходцы и переселенцы несли с собой в новые земли своё главное духовное сокровище – веру Христову - и щедро делились ею с местными жителями. Православные священнослужители участвовали во всех главных исторических событиях, связанных с освоением новых бескрайних просторов. И что характерно, кроме миссионерства религиозного, православное духовенство занималось также и культурным миссионерством, обучая местное население медицине и ведению сельского хозяйства, делясь с ним всеми достижениями светской учёности.
2. Опыт Святителя Иннокентия
Одним из великих распространителей света Христова учения на Дальнем Востоке стал святитель Иннокентий, митрополит Московский. Территория епархии, которую он окормлял, включала в себя Аляску и Алеутские острова, Камчатку, Сахалин, Чукотку, Якутию, Приамурье и Приморье. Он был добрым пастырем для своих духовных чад, чутким и ревностным проповедником слова Божия для непросвещенных народов, мудрым наставником и педагогом для новопросвещенных и их детей. Он явился создателем письменности для аборигенов российских окраин и переводчиком для них текстов Священного Писания, катехизиса и молитв. Он был сподвижником таких великих государственных мужей, как граф Н.Н. Муравьёв-Амурский и адмирал Г. И. Невельской. Его научные наблюдения и исследования в области этнографии и естествознания по сей день представляют большую ценность.
Особое значение Святитель придавал обучению, поэтому на всех местах своего служения он создавал школы, составлял учебники и сам занимался преподаванием церковных и светских дисциплин, а также ремёсел. Он был весьма озабочен и подготовкой нового духовенства для служения в этих землях, причём считал, что обучаться будущие священнослужители должны здесь же, на месте своих будущих пастырских трудов. И в 1840 году святым Иннокентием было открыто первое духовное учебное заведение на восточных окраинах Российской Империи. Это было Духовное училище, расположенное в Русской Америке, а именно – в Ново-Архангельске, на острове Ситха, у берегов Аляски. Обучались в нём по преимуществу креолы и туземцы. Вскоре Ново-Архангельское духовное училище было преобразовано в семинарию.
С 1850 году святитель Иннокентий все свое основное время проводил в Восточной Сибири, избрав местом жительства Якутск. Туда в сентябре 1958 года были переведены с Аляски Епархиальное Управление и Духовная семинария. Здесь он также продолжил труды по переложению Священного Писания и богослужения на языки местных народов Якутии и Камчатки. По свидетельству современников, все выпускники организованной им семинарии прекрасно владели якутским и тунгусским наречиями. В Якутской семинарии готовились священнослужители также из числа коренных национальностей. Не все они избирали затем стезю священнослужителя. Например, в семинарии получили образование многие известные якутские интеллигенты.
В 1859 г. Святитель Иннокентий переносит архиерейскую кафедру на берега Амура, в Благовещенск, ставший центром обширных земель, возвращённых России Китаем по Айгунскому договору 1858 года. В 1862 году Владыка благословил открытие в Благовещенске Духовного училища.
Став в 1868 году митрополитом Московским, Святитель Иннокентий не оставил попечения о Духовных Школах Приамурья. Его заботами в Благовещенске была устроена Духовная семинария. Это произошло в 1871 году, при его преемнике по Приамурской кафедре епископе Вениамине (Благонравове).
Благовещенская семинария готовила священников и диаконов для дальневосточных церквей и учителей для местных церковно-приходских школ. Выпускники её имели право преподавать и в светских школах. Стараниями святителя Иннокентия, Благовещенские семинария и Духовное училище были обеспечены хорошо подготовленными преподавательскими кадрами, которые получили образование в духовных семинариях и академиях западных регионов России.
Наряду с обязательными предметами, изучаемыми во всех Семинариях, в Приамурских Духовных школах учитывались и местные особенности. Вводились новые предметы, например – маньчжурский язык, знание которого было необходимо миссионерам. Частным образом изучались и другие языки коренных народностей Дальнего Востока. Благовещенская Миссия на собственные средства обучала в духовной семинарии, духовном училище и женском епархиальном училище особо талантливых выпускников миссионерских школ из числа аборигенов Приамурья.
Плодом трудов святителя Иннокентия явилось то, что в XIX – начале XX века, православные образовательные учреждения стали основным источником формирования интеллигенции на Дальнем Востоке. К 1914 году в нашем регионе около 80% учителей общеобразовательных школ различных ведомств являлись выпускниками духовных учебных заведений. Всё это говорит об очень высоком уровне преподавания в дальневосточных духовных семинариях и училищах.
3. Педагогические принципы Святителя Иннокентия
Будучи педагогом от Бога, святитель Иннокентий сформулировал основные принципы воспитания и образования в своей работе «Записки о детском воспитании». Эти «Записки…» стали основополагающими в образовательной политике Российской Церкви на Дальнем Востоке и сохраняют актуальность по сей день.
Святитель был против обучения воспитанников путем зубрежки, разумно предполагая, что результаты таковых методов будут обратны ожидаемым. Вместо этого, он хотел, чтобы преподаватели говорили с ними просто и по-домашнему. Святитель всегда старался сделать учёбу живой и интересной. В частности, Владыка сам не раз ходил со своими учениками в пешие походы, во время которых в занимательной форме передавал своим воспитанникам знания.
4. Святитель Иннокентий о духовном воспитании студентов
Крайне важным святитель Иннокентий считал, чтобы интеллектуальное образование студентов сочеталось с их духовным воспитанием. Будущие пастыри и миссионеры должны иметь не только богатую эрудицию, но и сердце, горящее любовью к Богу и людям. За годы обучения каждый воспитанник должен приобрести не только определённый набор умственных знаний, но и живой духовный опыт. «Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца», пишет Владыка. Поэтому учёба в Духовных школах должна помогать студентам в стяжании глубокой сердечной веры. По словам Святителя, «только тот, кто избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость…».
Исходя из этого, святой Иннокентий считал необходимым введение в семинарских церквах ежедневного богослужения. Он придавал этому особое значение, ибо так будущие пастыри Церкви Христовой на опыте приучатся к молитве, без которой их служение будет невозможным. Святитель видел ошибку действующих уставов Духовных школ в том, что они «нацелены прежде всего на приготовление ученых людей, а главной целью должна быть подготовка именно благочестивых пастырей, что и требует прежде всего простой народ и истинное благо Отечества».
5. Святитель Иннокентий о физическом воспитании студентов
Святитель Иннокентий не обходил вниманием и физического развития своих воспитанников. Он считал, что юные ученики Духовных училищ и семинарий для их полного своего становления непременно должны получать не только умственную, но и телесную нагрузку. В качестве таковой Владыка предлагал им регулярное занятие плотничеством и другими видами ремёсел, которые требуют значительных физических усилий и способствуют гармоничному развитию разных групп мышц. Живя на Алеутских островах, он часто вместе со своими и местными детьми играл в мяч. Вспомним и пример другого великого святителя – Всероссийского Патриарха Тихона, который каждое утро занимался гимнастикой, называя это своей «семинарской привычкой».
6. Святитель Иннокентий о правильной постановке духовного образования
В своей переписке с обер-прокурором Толстым, святитель Иннокентий говорит много важных вещей о духовном образовании в Российской Православной Церкви. Его правильная постановка была необходимой и в связи с распространением в 1860-е годы материализма. Особенно был опасен выросший на русской почве нигилизм, отрицавший любую веру вообще и весьма популярный в некоторых кругах образованной молодежи, в том числе и среди отдельных студентов семинарий и академий. Надо было срочно противопоставить ему живой пастырско-богословский опыт Церкви Христовой.
Святитель Иннокентий считал неправильным, что действующие уставы придавали слишком малое значение изучению богословских и гуманитарных дисциплин. Например, количество часов, отведённых на преподавание Священной истории, Катехизиса, устава Церкви было явно недостаточным. Владыка видел грубую ошибку и в том, что «живым» европейским языкам, в том числе и родному русскому, уделялось ничтожное внимание. Он указывал на необходимость сделать пропорциональным соотношение между часами, отведёнными на древние языки и математику и теми часами, что посвящены изучению богословия, канонов, истории, а также русского языка и современных языков.
Святитель Иннокентий писал также, что все учебные труды будут иметь успех в том случае, «если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия». Эти принципы он вполне воплотил в жизнь в основанных им Духовных учебных заведениях.
7. Важность возрождения высшего духовного образования на Востоке России в наше время
В наши дни весьма остро стоит вопрос о возрождении высшего духовного образования на Дальнем Востоке. Полтора века назад Святитель Иннокентий писал о необходимости противопоставить фундаментальное духовное образование мощной волне материализма и нигилизма. Сегодня мы должны противопоставить возрождённое православное образование наплыву сектантства, неоязычества, религиозного безразличия и психологии потребления. За основу должен быть взят богатейший дореволюционный опыт православного миссионерства и просветительства в наших землях. Важно суметь применить в современной жизни, с учётом всей её специфики, те принципы духовно-нравственного воспитания будущих пастырей, которые были выработаны святителем Иннокентием и его преемниками.
8. Открытие Хабаровской Духовной Семинарии
И Русская Церковь делает сегодня реальные шаги в этом направлении. В 2005 году, Определением Священного Синода, в Хабаровске, столице российского Дальнего Востока, была открыта духовная семинария. Её ректором стал правящий архиерей. Всего за два года своего существования, она уже успела стать духовным и просветительским центром для всех восточных регионов России. Для обеспечения высокого уровня образования в Хабаровской семинарии, в неё в качестве преподавателей направлены выпускники Московской и Санкт-Петербургской духовных академий.
В нашей семинарии воспитываются добрые пастыри, готовые нести своё служение Богу в самых отдалённых уголках нашего региона, трудиться даже в самых суровых дальневосточных условиях. Помимо пастырского отделения при ней вскоре будут открыты церковно-певческое и иконописное отделения.
9. Хабаровская духовная семинария – воплощение в жизнь заветов святителя Иннокентия
В основу жизни и работы нашего учебного заведения положены заветы святителя Иннокентия и его сподвижников о пастырстве и о духовном образовании. Начальствующими, учащими и учащимися Хабаровской семинарии делается всё для того, чтобы она была достойной преемницей дореволюционных духовных школ Востока России.
а. Умение нести проповедь на понятном языке
Как уже говорилось, Святитель Иннокентий считал крайне важным, чтобы пастыри говорили с паствой о Христе на понятном ей языке. Перевод Священного Писания и богослужения на языки коренных народов Дальнего Востока, преподавание этих языков в местных Духовных семинариях и училищах, - всё служило именно этой цели. В наше время это означает две вещи. Во-первых, - необходимость изучения культуры и языков так называемых «инородцев» - китайцев, корейцев и малых дальневосточных народностей. Во-вторых, это означает способность изъясняться с современными людьми на доступном для них языке. Каждый пастырь должен уметь свободно пользоваться тем понятийным аппаратом, который свойственен современному светскому обществу. И Хабаровская Духовная семинария даёт своим студентам возможность приобрести это важное умение. Мы стараемся так выстраивать учебную программу, чтобы наши выпускники не уступали своей образованностью, эрудицией и культурой выпускникам лучших светских ВУЗов страны.
б. Региональный принцип
В основу подготовки пастырей и богословов в Хабаровской семинарии положен и «региональный принцип», которым руководствовался святитель Иннокентий. Его можно сформулировать так: те, кто собирается служить Богу на этой земле, на Дальнем Востоке и в Забайкалье, здесь же и должны готовиться к будущему служению. Это позволяет им за годы обучения узнать место и условия своих трудов не понаслышке, а изнутри. Это даёт будущим священнослужителям возможность заранее познакомиться со своей будущей паствой лицом к лицу.
И потому мы хотели бы видеть в стенах Хабаровской семинарии студентов из всех епархий и регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Мы будем очень рады и уроженцам других областей нашей страны, желающим послужить Господу на дальневосточной земле.
в. Неформальный подход к преподаванию
При обучении святитель Иннокентий, как было сказано, стремился не допускать зубрёжки, но всегда старался сделать учёбу живой и интересной. Он считал, что преподавание должно проходить в семейной и доверительной обстановке. При организации учебного процесса в Хабаровской семинарии нами также делается всё для того, чтобы обучение не было сухим и формальным.
г. Духовное воспитание
Но главной заботой преподавателей Хабаровской семинарии является, конечно же, духовный рост учащихся. Вспомним слова святителя Иннокентия: «Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца», и «только тот, кто избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость…»Поэтому нашей целью является не просто образование ума, но образование сердца, образование духа. В соответствии с заветами святителя, учащиеся Хабаровской семинарии принимают самое активное участие в литургической жизни Православной Церкви. Мы хотим выпускать из стен нашего учебного заведения не просто учёных, но добрых пастырей с горящими сердцами. Священников и богословов, в которых высокая образованность сочетается с глубокой духовной жизнью. Не даром по давней традиции учащиеся Семинарий именуются не просто студентами, но воспитанниками.
10. Сектор заочного обучения
Одним из перспективных направлений работы Хабаровской семинарии является развитие Сектора Заочного Обучения. Это предоставляет прекрасную возможность для духовенства, не имеющего систематического духовного образования получить его. Все прочие высшие православные учебные заведения находятся на большом удалении от Дальнего Востока, и обучение в них получается накладным из-за расходов на проезд. Хабаровск же гораздо менее удалён и расположен на пересечении всех дальневосточных путей: и воздушных, и железнодорожных, и автомобильных, и речных.
11. Заключение
В завершении выразим уверенность, что если в деле духовного образования и просвещения мы будем следовать заветам Святого Равноапостольного Иннокентия, то его благословение пребудет на наших трудах. И по его молитвам Господь дарует нам увидеть благой плод нашего сеяния – духовное возрождение восточных уделов нашего Отечества в лоне Святой Христовой Церкви.