Градо-Хабаровскому Иннокентьевскому храму исполнилось 115 лет
Иван Стремский (Сайт Свято-Иннокентьевского храма г. Хабаровска)22.11.2013
21 ноября 2013 года старейший храм Хабаровска отмечает юбилей. Ровно 115 лет назад – 8 ноября (по старому стилю) 1898 года была освящена Градо-Хабаровская Иннокентьевская церковь.
Конечно, если уж быть совсем достоверными, то сам хабаровский приход святителя Иннокентия Иркутского несколько старше – ему в 2013 году исполнилось 143 года, ведь первая деревянная Иннокентьевская церковь была поставлена здесь в устье реки Чардымовки в июне 1870 года. Как принято в практике монастырей и храмов России отсчет их истории ведется от постройки первого исторического здания. Таким образом, на сегодняшний день Иннокентьевский приход является самым старым в г.Хабаровске.
Второе (т.е. нынешнее) — каменное — здание Иннокентиевского храма (построено в 1898 г.)
Сама земля, на которой расположился этот храм, уникальна для Хабаровска — ведь подобных исторических мест больше нет в нашем городе. Именно здесь располагалось первое хабаровское кладбище – некрополь первостроителей. В этой земле были погребены первые жители Хабаровска, которым довелось начать славную историю нашего города. Впоследствии это кладбище стало особенным, как сказали бы сегодня, «мемориальным». С конца 1870-х годов на нем разрешалось хоронить только духовенство и людей внесших особый вклад в историю и развитие Хабаровска. Гуляя по этому некрополю в 1920-е годы, вы могли бы еще увидеть на его аллейках среди прочих, могилы знаменитых хабаровских купцов Василия и Андрея Плюсниных, известного амурского миссионера — протоиерея Александра Протодиаконова, городского головы А.А. Рассушина, генерал-губернатора Романа Хрещатицкого и других представителей хабаровского духовенства и местной интеллигенции.
В ХIX веке и начале ХХ этот храм оставался для Хабаровска особенным. В нем служили незаурядные по своему миссионерскому таланту священники – ставленники свт. Иннокентия (Вениаминова). Среди них — Александр и Прокопий Протодиаконовы. Большой заслугой последнего было создание гольдско-русского словаря и перевод на нанайский язык Нового Завета. Нельзя не вспомнить протоирея Иоанна Гомзякова – известного на Дальнем Востоке проповедника и устроителя церковной жизни в Приамурье и Приморье. Он осуществлял свою деятельность в Хабаровске, Владивостоке и других местах этого огромного края. Его сын Павел Гомзяков стал впоследствии первым поэтом Приморья.
В комплекс зданий Иннокентьевского прихода входила Александро-Ксениинская община сестер милосердия, основанная по воле царственных особ Великого Князя Александра Михайловича Романова и Княгини Ксении Александровны. При общине была открыта первая в Хабаровске бесплатная лечебница и богодельня для стариков и инвалидов. По свидетельству газеты «Приамурские ведомости» в конце 1880-х годов в ней доживал свои дни, перешагнувший столетний рубеж, один из ветеранов войны 1812 года.
Судьба храма в ХХ столетии была созвучна всей Русской Церкви. В 1930 году храм был захвачен обновленцами, а уже в 1931 году был закрыт властями. Последним законным настоятелем храма был протоиерей Виктор Козловский. Совсем недавно стало известно от потомков отца Виктора, проживающих в Тамбовской области, о его судьбе после закрытия храма. В 1930-е годы протоиерей Виктор Козловский оказался в Вятской епархии, где был благочинным Вятского округа. В августе 1937 года вместе он был арестован вместе с архиепископом Вятским Киприаном (Комаровским). 9 декабря того же года в день памяти святителя Иннокентия Иркутского был приговорен к высшей мере наказания. 11 декабря 1937 года был расстрелян в подвале Внутренней тюрьмы НКВД…
Многое повидало за последующие десятилетия храмовое здание. В 1964 году в его стенах расположился планетарий. Именно в этот период и была уничтожена колокольня, снято пятиглавие и перепланировано внутренне пространство храма.
Возрождение храма в 1990-е было тоже полно интересных, а порой и чудесных событий. Как вам, например, такое: 1990 году на имя председателя Совета Министров РСФСР И.С.Силаева поступило ходатайство народного депутата СССР Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о передаче принадлежавшего ранее Русской Православной Церкви здания хабаровской Иннокентьевской церкви. В 1992 году здание храма было окончательно передано возрожденному приходу.
Удивительно – в ХIХ веке храм возвели и благоукрасили за два года, а восстановление его непрерывно шло целое десятилетие и завершилось вторым великим освящением в 2002 году.
Сегодня церковь святителя Иннокентия Иркутского возрождена. Это единственный в Хабаровском крае и один из немногих на Дальнем Востоке, сохранившийся каменный храм. Изучая на протяжении многих лет его историю, я часто задавался вопросом: почему этот храм, даже не будучи соборным, центральным занимал и занимает в истории нашего города такую особую роль? Сегодня ответ для меня очевиден – Иннокентьевская церковь – это, то немногое уцелевшее духовное и культурное наследие Хабаровска, которое соединяет нас с его истоками, его основателями. Неслучайно ведь в 1870 году деревянная Иннокентьевская церковь была построена из бревен церкви Марии Магалины, которую освящал в 1850-х годах святитель Иннокентий (Вениаминов) для отряда Я.В. Дьяченко.
Иннокентьевская церковь для Хабаровска – это как Кремль для Москвы. И в день ее юбилея мне хочется верить, что очень скоро наступит время, когда каждый хабаровский школьник сможет прочесть об этом храме в учебнике краеведения. Хочется верить, что однажды хабаровчанина, пришедшего в Иннокентьевский храм от самых ворот встретят возрожденные могилы тех замечательных людей, благодаря которым мы сегодня живем на Хабаровской земле. Ведь они тоже верили 115 лет назад, что «пройдет много лет, амурская старина сделается преданием, постепенно изглаживаясь из памяти старожилов, а о том месте которое теснейшим образом связано с жизнью и бытом первых колонизаторов края, где они молились, крестили детей, сочетались браком и где совершался над прахом их последний погребальный обряд, не останется в памяти и следа, — а между тем образ храма, как образ дорогого сердцу человека, всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провел под его сенью» («Приамурские ведомости», 15 ноября 1898 года).