Великий Пост. Исторический и литургический аспект
Архимандрит Максим (Матфеу)18.02.2007
Пост Великой Четыредесятницы, как и среда и пятница в течение всего года - самые древние посты, единственные, которые имеют Вселенское значение. Их важность была подтверждена канонами Вселенских Соборов (69 правило[1] святых апостолов, 5 правило[2] I Вселенского Собора, 29[3] и 89[4] правила VI Вселенского Собора). Другие установленные Церковью посты основаны на Священном Предании, которое, впрочем, имеет ту же силу и авторитет.
Великий пост восходит к апостольским временам и был учрежден в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4, 2), а также сорокадневному посту пророка Моисея (Исх. 34, 28) и посту пророка Илии (3 Цар. 19, 8).
О его древности свидетельствует то, что только в период Великого поста, в отличие от других, более поздних многодневных постов, не разрешается), кроме суббот и воскресений, совершение Бескровной Жертвы (т.е. полной Литургии.
С ранних времен Великий пост был связан с древним постом перед Пасхой - одним, двумя, а потом шестью днями перед Пасхальным Воскресеньем (Страстная седмица, в другой традиции - Великая седмица). Не находит серьезных подтверждений и убедительных доказательств предположение, что сначала ради точного подражания сорокадневному посту Спасителя в пустыне после Его крещения Четыредесятница была связана с праздником Богоявления и начиналась, таким образом, 7 января,.
Первоначальное значение
Значение сорокадневного поста изначально отождествлялось с подготовкой оглашенных и «к святому просвещению предуготовленных» к их крещению на Пасхальном Всенощном бдении в ночь Великой Субботы. Об этом первоначальном значении свидетельствуют некоторые неизменные до сих пор «прошения» на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великую Четыредесятницу. О том же говорят и ежедневные Чтения на богослужениях этого периода, избранные из книг Бытия, пророка Исаии и Паримий, которые Древняя Церковь использовала для катехизации.
На Пасху по-особенному переживалось Таинство Крещения как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа. Согласно толкованию апостола Павла, «…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Литургия Пасхальной ночи была исключительно «крещальной» Литургией, ее уставу по сегодняшний день следует вечерняя Литургия Великой Субботы (Вечерня Воскресения с Литургией Василия Великого). Особенности, показывающие крещальный характер этой Литургии, следующие:
1) Чтение на Вечерне пятнадцати Ветхозаветных отрывков для покрытия времени крещения оглашенных в Баптистерии, пока верующие ожидали их в храме, чтобы всем вместе совершить Божественную Литургию. Прибытие новокрещенных в храм происходило при пении входного гимна «Елицы во Христа крестистеся…»;
2) Чтение зачал из Нового Завета (Апостол и Евангелие), являющихся чтениями Таинства Крещения;
3) Пение вместо Трисвятого крещального гимна «Елицы во Христа крестистеся…».
Период покаяния
К VI в. уже преобладало крещение младенцев, и институт оглашенных постепенно терял свое значение. Результатом этого стали:
а. Отмена группового крещения как великого церковного события, связанного с Литургией Пасхи;
б. Совершение отдельных (частных теперь уже!) крещений, не связанных с Пасхой или другими великими Господскими праздниками (Рождество, Богоявление, Пятидесятница, которые, тем не менее, до сих пор сохраняют крещальный характер в Литургии) и, главное,
в. Изменение смысла Великой Четыредесятницы с «катехизического» (как периода подготовки оглашенных) в «покаянный» (как подготовки верующих к празднованию Пасхи).
Смысл христианской Пасхи как личного перехода каждого человека (через Церковь и в Церкви) из рабства страстям и из плена Сатаны к свободе «сынов Божиих» заключается в борьбе, которую мы ради преодоления этого пути принимаем на себя на «арене добродетелей», которой является Великая Четыредесятница. Этот переход-преодоление достигается покаянием, как проповедал его Тот, Кто является Исполнением и Явлением первого «обетования Отча» - Мессия - в Своей первой проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Кроме того, покаяние - это «второе крещение», оно отождествляется с «усилием поста», которым является Великая Четыредесятница.
Эта новая направленность Великого поста способствовала появлению примерно в IX веке особой литургической великопостной книги «Триодь», в которой было собрано и сохранено непревзойденное песненное богатство, сфокусированное именно на новом значении Четыредесятницы - на покаянии. Эта книга появилась в Константинопольском Студийском монастыре в кругу прп. Феодора Студита и зафиксировала окончательное объединение Четыредесятницы со Страстной Седмицей, «увеличение» древнего пасхального поста.
Продолжение Великой Четыредесятницы
Длительность Четыредесятницы и способ отсчета ее продолжительности до приобретения окончательной формы, действительной до сегодняшнего дня, в первые века христианства были достаточно разнообразны.
Речь идет о различных способах подсчета дней этого длительного поста. В частности, с самого начала в Поместных Церквях появился ряд вопросов:
- какие именно дни считать днями поста?
- входят ли субботы и воскресенья (дни Евхаристии, когда «пост отменяется»), в число дней поста?
- включается ли Страстная седмица в число этих сорока дней?
Восточная Православная Церковь
В Восточных Православных Церквях стал преобладать Константинопольский устав, т.е. тот способ отсчета, который в конечном итоге оформился в Византийской столице после VIII века, когда определилось новое значение Великого поста, а особенно после формирования «Триоди».
Согласно Константинопольскому уставу к Великой Четыредесятнице:
- не причисляется Страстная седмица,
- причисляюся субботы и воскресенья, которые включены в литургический период Великой Четыредесятницы, хотя не являюся днями постными в полном смысле слова.
Таким образом, для завершения Четыредесятницы нужно шесть недель. Шесть недель по семь дней - сорок два дня (6x7=42). Если отнять два последних дня, Лазареву субботу и Неделю Ваий, получается сорок дней.
Великая Четыредесятница начинается с понедельника первой седмицы поста (Чистый понедельник) и заканчивается в пятницу шестой седмицы (накануне Недели Ваий). Тропари этого дня в «Триоди» говорят об «исполнении душеполезной Четыредесятницы» и об ожидании «святой седмицы Страстей».
Согласно многим толкованиям, такой подсчет подразумевается и Апостольскими Постановлениями (текст конца IV в.), которые говорят: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня (понедельника), а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи, постясь в оную все со страхом и трепетом».
Лазарева суббота и Неделя Ваий - Господские праздники. Новый подсчет Четыредесятницы, согласно которому Великий пост заканчивается перед Страстной седмицей, отразился на уставе Литургии Лазаревой субботы, сохранившей элементы крещальной Литургии, приуроченной сорокадневной подготовке оглашенных. Это видно из пения крещального гимна «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого на службе Лазаревой субботы и из второго тропаря Недели Ваий: «Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим…», свидетельствующего о только что совершившемся Крещении оглашенных в конце Четыредесятницы.
Древние (Дохалкидонские) церкви
То, что Страстная седмица вначале включалась в Четыредесятницу, ясно видно из 29 канона VI Вселенского собора (691 г.), в котором она названа «последней седмицей» Четыредесятницы, а также из известного «Путешествия Этерии» (381-384).
Включение Страстной седмицы в Четыредесятницу сохранили древние «младшие» церкви, отколовшиеся от Православной Церкви после Халкидонского IV Вселенского собора ( 481 г.), например Армянская, Коптская, Эфиопская и др.
Согласно древней традиции подсчета, субботы и воскресенья как дни «праздничные», «непостные» не входят в число дней Четыредесятницы. В неделе считаются только пять «постных» дней, поэтому для завершения сорока дней поста требуется восемь недель (5x8=40). Таким образом, Четыредесятница у «дохалкидонитов» начинается за неделю до православных (в понедельник Сырной седмицы).
Поэтому Сырная седмица, которая до сих пор представляет собой ограниченный пост (нельзя вкушать только мясо) и содержит большое количество литургических признаков Великой Четыредесятницы, свидетельствует о попытке согласовать продолжительность Великого поста - 6 или 8 недель .
Также по новому способу подсчета, согласно которому Страстная седмица не входит в Четыредесятницу, на Преждеосвященных Литургиях Страстной седмицы в качестве заамвонной остается та же молитва, которая произносится и во время Великого поста. Предписания относительно смены молитвы в дни, которые не включены в Великую Четыредесятницу, нигде не встречаются (Устав храма Воскресения, 43, предусматривает, например, чтение особых заамвонных молитв в дни Страстной седмицы при совершении древней иерусалимской Преждеосвященной Литургии Иакова, брата Господня). Это тоже свидетельствует о том, что в древности Страстная седмица включалась в Четыредесятницу. Кроме прочего, в сознании верующих Страстная седмица не выделяется из Великого поста.
Западная Римская церковь
Римо-католическая церковь тоже традиционно включает Страстная седмицу в число дней Четыредесятницы. Кроме того, с начала III в. в Риме, затем в IV в. в Испании (Эльвирский собор, правило 26) и окончательно в V в. (Иннокентий I, 401-417 гг., послание 25, Migne, 20, 555) Римо-католическая церковь упразднила отмену поста в субботу и самочинно учредила субботу постным днем седмицы, превратив таким образом пост, который в субботу совершался только раз в году (пост Великой, или Страстной, Субботы), в пост еженедельный, несмотря на ясный запрет 64 апостольского правила[5]. Следствием этого новшества стало строгое прещение 55 канона VI Вселенского собора[6].
Таким образом, Западная церковь считает постными шесть дней в неделю, не учитывая только воскресенье. Для завершения 40 дней нужно 6 недель (6x6=36) и 4 дня. Таким образом, Четыредесятница в Римской церкви начинается в среду (Чистая среда), которая соответствует среде первой (Чистой) седмицы православного Великого поста (если Пасха совпадает). Поэтому западные христиане отмечают заговенье в понедельник (православный Чистый понедельник) и во вторник.
Способ пощения
а) Период Триоди
Чтобы получилось три подготовительные недели к Великому посту, к Сырной седмице (Масленице), остатке 8-недельной Четыредесятницы, были прибавлены еще две (седмицы от Недели мытаря и фарисея и от Недели о блудном сыне). Этот период в греческой традиции называется Триодь.
Во время Триоди верующие постепенно духовно готовятся к вступлению в Великий пост.
В первую седмицу (от Недели мытаря и фарисея до Недели о блудном сыне), которая в греческой традиции называется «Проглашающая», поскольку является провозвестником Великой Четыредесятницы, во все дни недели - «разрешение на вся» (сплошная седмица).
Во вторую седмицу, в греческой традиции Мясопустную или Мясную (от Недели о блудном сыне до Недели о Страшном суде (мясопустной)), разрешается вкушать всякую пищу во все дни, кроме среды и пятницы, дни строгого поста. Мясопустная Неделя (воскресенье) - последний день, когда вкушается мясо.
В третью седмицу, «Сыроядную» или «Сырную» (с понедельника после Мясопустной Недели до Прощеного Воскресенья), во все дни без исключения вкушается все, кроме мяса (согласно греческой традиции - «белый пост»). Эту седмицу прп. Феодор Студит называет «предпостной», а православная гимнография - «очистительной», поскольку именно эта седмица готовит нас к вступлению в Святую Четыредесятницу.
Прощеным (или Сырным) Воскресеньем завершается подготовительный период трех недель Триоди и начинается Великая Четыредесятница.
б) Великая Четыредесятница
В Великую Четыредесятницу пост строгий, без потребления «вина и елея».
Елей и вино разрешаются только в субботы и воскресенья (как в дни «непостные») и в праздник святых сорока мучеников. Если кто-то вкушает подсолнечное масло (елей) в понедельник, вторник и четверг - то только по личным причинам, например из-за слабости или по болезни, по рассуждению и благословению духовника.
Рыба разрешается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Первая седмица называется «Чистой» и начинается в Чистый понедельник, день строгого поста. Свое название этот день получил из-за попытки императора Юлиана Отступника осквернить пищу христиан в Константинополе. Его хитрость была раскрыта вмешательством Божиим: святой мученик Феодор Тирон через Константинопольского Патриарха Евдоксия побудил народ питаться коливом. Это удивительное чудо вспоминается Церковью в субботу Первой седмицы Великого поста, потому что «в Четыредесятницу не совершается память мучеников, кроме субботы и воскресенья». Эта седмица соблюдается сухоядением или трехдневным воздержанием от всякой пищи в первые три дня, или даже полным воздержанием от пищи до Великого Повечерия четверга или Службы Акафиста (греческая церковная традиция) в Пятницу.
в) Лазарева Суббота, Неделя Ваий
Великая Четыредесятница заканчивается в пятницу шестой седмицы. За ней следуют два праздничных дня, два Господских праздника (в которые не совершается поминовение усопших, как и во все Господские праздники),
«восстания святого и праведного друга Хрситова, Лазаря Четверодневного» в субботу и
«светлого и славного празднования во Иерусалим входа Господа нашего Иисуса Христа» в воскресенье.
В эти дни ради завершения Великого поста и торжества Христова над смертью, Который «прежде Своея Страсти общее воскресение уверяет», в субботу потребляем «елей и вино», а в Неделю Ваий - «рыбу». Прп. Феодор Студит монахам Студийского монастыря определял вкушение рыбы и в Лазареву Субботу (Migne 99, 1791).
г) Страстная седмица
В Страстную Седмицу, с Великого (Страстного) Понедельника до Великой (Страстной) Субботы, определен строгий пост с воздержанием от масла (елея).
Что касается Великого Четверга, то согласно отраженному в «Триоди» Уставу обители Святого Саввы и Уставам других Церквей и обителей (а также по мнению блаженного Константинопольского Патриарха Николая и в соотвествии с традициями греческого народа и других православных христиан), чтобы почтить день Тайной Вечери, в который Господь передал нам Таинство Божественной Евхаристии, в пищу после Причастия можно употреблять масло.
Что касается Великой Субботы, этот день требует особого внимания, т.к. этот день - день строгого поста, единственная постная суббота. Пост в Великую Субботу продолжается до полуночи, «до наступления Дня Господня», когда возгласится Воскресение Господне. Апостольские постановления определяют: «Суббота до возглашения петухов простирается, пост заканчиваем при наступлении «первого (дня) по Субботе», который есть Воскресенье».
Максим (Матфеу), архим.
Перевод с новогреческого Владимира Телиженко.
Примечания
[1] Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.
[2] …Соборы же да бывают, один пред четыредесятницею, да по прекращении всякаго неудовольствия, чистый дар приносится Богу.
[3] …А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать.
[4] Верным дни спасительнаго страдания, в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращать пост в средние часы ночи по великой субботе: поелику Божественные евангелисты Матфей и Лука, первый речениями: в вечер субботы, а вторый речениями: зело рано, изображают нам глубокую ночь.
[5] Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же [это будет] мирянин: да будет отлучен.
[6] Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: Если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единыя токмо: да будет извержен, Если же мирянин, да будет отлучен.